Созревание мозга по возрастным периодам. Эти знания очень важны для родителей! Возрастные этапы созревания мозга

Причинами атрофии головного мозга у детей могут стать следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • врожденные пороки ЦНС;
  • наружные воздействия, которые провоцируют или усугубляют процесс отмирания нервных клеток головного мозга. Это могут быть различного рода заболевания с осложнениями на головной мозг, воздействие употребляемого матерью во время беременности алкоголя и пр.;
  • ишемическое или гипоксическое поражение клеток головного мозга;
  • воздействие радиации на плод во время беременности;
  • воздействие на плод некоторых лекарственных препаратов, употребляемых будущей мамой в период беременности;
  • инфекционные поражения после перенесенных заболеваний в раннем детстве;
  • употребление беременной алкоголя, наркотиков.

Отмиранию подвергаются не только клетки коры головного мозга, но и подкорковые образования. Процесс необратимый. Он постепенно приводит к полной деградации ребенка.

Симптомы

Основной причиной атрофии головного мозга, как и говорилось выше, является генетическая предрасположенность. Ребенок рождается с нормально функционирующим мозгом, а процесс постепенного отмирания нервных клеток мозга и нейронных связей обнаруживается не сразу. Симптомы атрофии головного мозга у детей:

  • появляется вялость, апатия, безразличие ко всему окружающему;
  • нарушается моторика;
  • истощается имеющийся словарный запас;
  • ребенок перестает узнавать знакомые предметы;
  • не может пользоваться знакомыми предметами;
  • у ребенка появляется забывчивость;
  • пропадает ориентация в пространстве и пр.

К сожалению, на сегодняшний день не существует эффективных методов блокирования процесса деградации. Усилия медиков направляются на то, чтобы остановить процесс отмирания нервных клеток головного рода, компенсировать отмирание нейронных связей развитием других. На сегодняшний день проводятся многочисленные исследовательские работы в этом направлении. Возможно, уже в ближайшем будущем детям с угрожающим диагнозом - атрофия головного мозга, можно будет эффективно оказывать помощь.

Диагностика атрофии головного мозга у детей

В первую очередь в целях диагностирования заболевания врач подробно изучит состояние здоровья мамы ребенка в период беременности - все перенесенные заболевания, вредные привычки, возможные воздействия токсических веществ, недостаточное или некачественное питание, перенашиваемость беременности, токсикозы и прочие факторы. Понимая первопричины, легче диагностировать заболевание у ребенка.

Кроме этого, проводится целый ряд обследований:

  • неврологическое обследование ребенка;
  • оценка метаболических показателей;
  • оценка по шкале Апгар.

Дополнительные обследования включают:

  • нейросонографию;
  • допплерографию;
  • различные виды томографии: компьютерную (КТ), магнитно-резонансную (МРТ), позитронно-эмиссионную (ПЭТ);
  • нейрофизиологические исследования: электроэнцефалографию, полиграфию, диагностические пункции и пр.

На основании полученных результатов обследований врач ставит диагноз и назначает лечение, которое, чаще всего, бывает симптоматическим.

Осложнения

Осложнения атрофии головного мозга проявляются угасанием функций различных органов, вплоть до их полного отмирания. Клинические проявления - слепота, обездвиживание, параличи, слабоумие, летальный исход.

Лечение

Что можете сделать вы

Узнав, что у ребенка страшный диагноз - атрофия головного мозга, не нужно опускать руки и впадать в панику. Теперь многое зависит от отношения родных и близких, а главное - родителей. Окружите максимальным вниманием и заботой вашего ребенка. Необходимо строго следить за режимом, питанием, отдыхом, сном. Не рекомендуется менять привычную обстановку. Изо дня в день повторяющийся режим дня способствует налаживанию определенных действий, ритуалов, и, как правило, новых нейронных связей в головном мозге. Конечно, все зависит от степени поражения участка коры головного мозга или его подкорковых новообразований, но терять надежды не нужно.

Что делает врач

Лечение атрофии головного мозга имеет симптоматическую направленность, так как на сегодняшний день не существует эффективных способов блокирования процесса отмирания нервных клеток головного мозга. Не смотря на неблагоприятный прогноз заболевания, следует проявить терпение и настойчивость, выполнять все предписания и рекомендации неврологов. Медицина не стоит на месте. Ученые разрабатывают новые методики для лечения самых тяжелых заболеваний. Может, уже совсем скоро будут разработаны способы помочь детишкам со страшным диагнозом - атрофия головного мозга.

Не менее сложно, чем родителям, приходится и врачу больного ребенка. Исходя из общего состояние ребенка, степени поражения головного мозга, врач назначает успокоительную терапию, физиотерапевтические процедуры, медикаментозные препараты - и все это в зависимости от симптоматики.

Профилактика

В группу повышенного риска попадают детки, мамы которых в период беременности позволяли себе употребление алкогольных напитков, которые губительно воздействуют в первую очередь на мозг вынашиваемого малыша. А потому рекомендации по профилактике заболевания в большей мере будущих мам. Перенесенные во время беременности заболевания могут спровоцировать развитие атрофии головного мозга у малыша. Поэтому следует особенно внимательно относиться к своему здоровью во время беременности, выполнять простые рекомендации по ведению здорового образа жизни и правильного питания.

Не лишним будет еще раз повторить о вреде курения, а также употреблении наркотиков. Если подозрения на генетическую предрасположенность одного из супругов, то верным решением будет пройти генетическую консультацию еще до планируемой беременности.

Если семья уже столкнулась с проблемой рождения ребенка с атрофией головного мозга, то профилактика направлена на меры предупреждения повторного рождения потомства с аналогичным диагнозом. Специальные генетические тесты позволят определить наличие мутантного гена у родителей.

Статьи на тему

Показать всё

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как атрофия головного мозга у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга атрофия головного мозга у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить атрофия головного мозга у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания атрофия головного мозга у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание атрофия головного мозга у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Диагноз - Незрелость коры головного мозга . Что это значит в физиологическом и социальном планах. Как она (кора ) созревает и от чего ее созревание зависит? Она (кора) обязательно созреет?
Мальчику сейчас 3 года. С рождения Мишутка спит довольно беспокойно (только первые 2 недели он спал нормально), но я это списывала то на нехватку молока и то на зависимость от «приложиться к тите» (просыпался до 8 раз за ночь). Перестала кормить в 1 год и 3 месяца, без груди спать лучше не стал. Довольно рано начал говорить. В 1 год и 8 месяцев пошел в сад, был там самым маленьким, но самым говоруном. Еще до 2-х лет знал много стишков и стихов. Сейчас почти не рассказывает стихов, которые и знал, а сочиняет слова («абракадабру») и складывает их в стихи. Рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы. При этом, бывают состояния, когда заводится капризом и не может успокоиться. «Придумывает» невыполнимые просьбы. Например: дай мне кашу, которую Маша съела…
У невролога мы наблюдались с диагнозом «нарушение сна», а сейчас вот установили « незрелость коры »…

Отвечает Комаровский Е. О.

Кора головного мозга - это то, что отвечает за социальные функции - мысли, слова, поведение, т.е. именно за то, чем человек отличается от животных. Дозревает кора обычно к окончанию периода полового созревания. Так что всерьез обсуждать тему незрелости коры в таком возрасте - мне как-то не с руки. Бывают ситуации, когда имеет место явное отставание в развитии, т.е. незрелость коры головного мозга - не возрастная норма, а явная патология. Но когда дитя в 3 года сочиняет стихи, "рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы" - слово "незрелость" как то с подобными не вяжется. Я бы говорил скорей про опережающее развитие. Резюме: упомянутые нами социальные функции в принципе не могут быть зрелыми в таком возрасте. Поэтому мысли и поведение детей разительно отличаются от таковых у взрослых. Эти различия нередко приводят к конфликтам, в основе которых педагогические ошибки родителей, отсутствие популярной и доступной информации по детской психологии и педагогике. Главный же парадокс состоит в том, что в стране практически нет мест, где родители могут получить доступную консультацию по педагогическим и психологическим вопросам, но в каждой поликлинике есть детский невропатолог к которому идут толпы родителей с жалобами на непослушание, истерики, неправильное поведение и т.п. Невропатолог не имеет возможности послать подальше (к педагогу, к психологу) и вынужден придумывать ничего не значащие диагнозы, типичным примером которых и является «незрелость коры головного мозга ».

Эта статья призвана помочь родителям в понимании развития мозга ребенка и их важной роли в стимулировании развития мозга путем взаимодействия.


Факт - Большинство клеток мозга формируются до рождения, но большое количество связей между клетками появляются в младенчестве и раннем детстве.

Миф - Развитие мозга полностью зависит от генов, с которыми Вы рождаетесь.

Факт - Опыт и взаимодействие с окружающей средой являются наиболее важными факторами для развития мозга ребенка.

Миф - Мозг ребенка, который начинает ходить, менее активен, чем мозг студента колледжа.

Факт - Мозг трехлетнего ребенка в два раза более активен, чем мозг взрослого человека.

Миф - Разговаривать с младенцем не так важно, т.к. он или она не может понять, что Вы говорите.

Факт - Разговаривая с маленькими детьми, Вы закладываете основу овладения языком во время ранних критических периодов развития, когда обучение легче всего дается ребенку.

Миф - Детям необходима специальная помощь и определенные обучающие игрушки для развития их мыслительных способностей.

Факт - Больше всего детям необходима любовь , забота и новые впечатления, а не специальное внимание или дорогостоящие игрушки. Разговоры, пение, игры и чтение - ключевые виды деятельности для развития мозга ребенка.

Как развивается головной мозг ребёнка

На раннее развитие мозга влияет ряд факторов. Эти важные факторы включают наследственность , пищу и питательность , чуткость родителей, ежедневный опыт, физическую активность и любовь. В частности, родителям следует знать о важности здоровой и питательной пищи, выражения любви, ухода, предоставления интересных и разнообразных занятий каждый день и позитивной и чуткой ответной реакции.

В прошлом, некоторые ученые думали, что развитие мозга было определено генетически, а рост мозга происходил по предопределенному пути. Сейчас мы знаем, что ранний опыт влияет на развитие мозга и воздействует на соединение мозговых связей. Мозг ребенка - незавершенная работа . Внешний мир формирует развитие мозга через опыт, который ребенок накапливает при помощи чувств - зрения, слуха, осязания и вкуса. На пример:

  • Запах кожи матери (обоняние)
  • Голос отца (слух)
  • Видение лица или яркой игрушки (зрение)
  • Чувство легкого прикосновения (осязание)
  • Питье молока (вкус)

Опыт, собранный с помощью этих пяти чувств, помогает построить связи, которые необходимы для развития мозга. Ранний опыт имеет решающее влияние на построение мозга.

К трем годам мозг ребенка формирует коло 1 тыс. трлн. соединений - почти в два раза больше чем у взрослых людей. Мозг ребенка очень плотный и останется таким на протяжении первых десяти лет. Начиная примерно с 11 лет, мозг ребенка начинает избавляться от дополнительных соединений. Этот процесс называется «сокращением», при котором мозг избавляется от запутанного клубка «проводов».

Оставшиеся «провода» более сильные и значительные. Взаимодействие, в котором участвуют родители и окружающая среда является стимулятором роста и упорядочивания этих соединений в мозге.

Синапсы в мозге ребенка укрепляются через повторяющийся опыт и поэтому соединения сформированы так, что отражают структуру обучения ребенка. Если связи не используются, они исключаются, основываясь на принципе «используй или теряй». Действия, которые Вы совершаете один раз, плохие или хорошие, с небольшой вероятностью будут влиять на развитие мозга.

При постоянном использовании связи в первые годы жизни, она становится постоянной. Например, когда взрослые люди повторяют слова и фразы при разговоре с детьми, младенцы учатся понимать речь и укрепляют языковые связи в мозге.

Строение головного мозга

Мы узнали, как мозг развивается на клеточном уровне, с нейронами и связями. Но также полезно понимать различные части мозга как целые и как они функционируют и развиваются.

Мозг формируется последовательно снизу вверх или от самой сложной части (мозгового ствола) к наиболее сложной области (коре головного мозга).

Основные элементы человеческого мозга включают следующие:

  1. Мозговой ствол находится у основания черепа и контролирует наиболее важные жизненные функции, включая артериальное давление и температуру тела.
  2. Средний мозг находится на верху мозгового ствола и контролирует двигательную деятельность, аппетит и сон .
  3. Мозжечок находится за мозговым стволом и координирует движения и равновесие .
  4. Лимбическая система является центральной частью мозга и контролирует эмоции , приспособление и память .
  5. Кора головного мозга является верхним слоем мозга, ее глубина составляет две десятикопеечные монеты, помещенные друг на друга. Кора головного мозга является «исполнительной ветвью» мозга, которая регулирует процесс принятия решений и контролирует мышление , рассуждение и речь.

В мозговой коре содержится 80% нейронов мозга. Она является наименее развитой частью мозга на момент рождения и поэтому продолжает развиваться в подростковом возрасте и даже после. Кора головного мозга является более чувствительной к впечатлениям, чем другие части мозга.

Строение мозга похоже на конструкцию дома. Дом строится от фундамента вверх, различные части выполняют различные функции. Также как и с мозгом, после построения дома Вы можете продолжать изменять его, украшать. Но, если Вам нужно переносить стену или добавить окно, это будет сложнее и дороже, чем при строительстве дома.

Критические периоды развития

Развитие мозга происходит волнами, когда разные части мозга становятся действующими «стройплощадками» в разные промежутки времени. Способность мозга реагировать на впечатления предоставляет возможность для развития мозга ребенка.

Обучение продолжается на протяжении всей жизни. Однако, наиболее благоприятное время или «окна возможностей» существуют, когда мозг представляет собой «супергубку», впитывая новую информацию легче, чем в другое время и развиваясь быстрее. Этот период наиболее плодотворен в течение первых трех лет жизни ребенка и продолжается на протяжении раннего детства и подросткового периода. Например, маленькие дети учат грамматику и значение своего родного языка путем простого взаимодействия с окружающей средой.

В то время как позднее обучение возможно, оно действительно происходит медленнее и сложнее. На протяжении всей жизни могут появляться некоторые улучшения в большинстве навыков. Однако, важно предоставлять детям лучшие возможности для обучения и роста во время периодов, когда их разум наиболее готов воспринимать информацию.

Развитие зрения и слуха

Наиболее благоприятным временем для развития слуха и зрения или способности ребенка обучаться видеть и слышать является период от рождения до 4-5 лет. Развитие этих чувств очень важно, т.к. они позволяют детям, особенно младенцам, воспринимать и взаимодействовать с миром вокруг них. В течение первых нескольких месяцев, в особенности, младенцам следует видеть формы, цвета, объекты на различных расстояниях и в движении, чтобы мозг узнавал, как нужно смотреть. Младенцам также следует слышать различные звуки, чтобы их мозг мог научиться обрабатывать информацию и отвечать после восприятия услышанного.

Развитие языковых навыков

Наиболее благоприятным временем для развития языковых навыков и обучения речи являются первые 10 лет жизни ребенка. Дети учат язык на протяжении всего этого периода. Однако, более результативно обучение языковым навыкам проходит на протяжении нескольких первых лет жизни. Детям необходимо постоянно слышать, как Вы разговариваете, поете и читаете им в течение ранних лет. Отвечайте на их лепет и попытки говорить.

Физическое и двигательное развитие

Наиболее благоприятным временем для физического и двигательного развития у детей являются первые 12 лет жизни. Дети становятся физически готовыми для различных аспектов двигательного развития в различные периоды. Двигательные навыки, такие как ходьба , часто развиваются быстрее, чем навыки мелкой моторики, например рисование карандашом.

Детям необходимо несколько лет для развития навыков координации, чтобы играть с мячом и даже в подростковом возрасте происходит совершенствование таких навыков. Родителям следует наблюдать за двигательным развитием ребенка, т.к. у каждого ребенка развитие происходит с определенной скоростью.

Эмоциональное и социальное развитие

Наиболее благоприятным временем для эмоционального и социального развития ребенка являются 12 первых лет жизни. Различающиеся аспекты эмоционального и социального развития, которые объединяются в более высокие способности, такие как восприятие других, сочувствие и доверие, очень важны в различные периоды. Например, эмоциональное развитие лучше всего происходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, когда у маленького ребенка формируются привязанности к родителям. Такое развитие обеспечивает основу для других аспектов эмоционального развития, которое возникает во время взросления детей.

Эмоциональное восприятие очень важно для успешности в жизни. Часть мозга, которая регулирует эмоции, миндалевидная железа , формируется изначально, основываясь на впечатлениях и формах эмоциональных связей мозга. Воспитание в раннем возрасте очень важно для формирования сочувствия, счастья, оптимизма и жизнерадостности.

Социальное развитие, которое включает само-сознательность и способность ребенка взаимодействовать с другими, также формируется в несколько этапов. Например, мозг двухлетнего ребенка не настолько развит, чтобы понимать, как нужно делиться игрушками, поэтому эта социальная способность лучше развита у детей старше 3-х лет. Попытки родителей воспитывать и сопровождать ребенка помогут заложить хороший фундамент для социального и эмоционального развития.

Выводы

Развитие мозга ребенка является ключевым для его будущего. Хотя, «первые годы длятся вечно» с точки зрения стремительного развития мозга маленьких детей, первые годы жизни ребенка проходят очень быстро. Поэтому дотрагивайтесь, говорите, читайте, улыбайтесь, пойте, считайте и играйте с Вашими детьми. Это не только приносит вам хорошее настроение . Это помогает мозгу ребенка развиваться и воспитывать потенциал ребенка.

В этот период развития ребенок еще очень не самостоятелен, нуждается в опеке и заботе взрослого. Только к концу этого периода появляется возможность самостоятельного перемещения в пространстве – малыш начинает ползать. Примерно к этому же моменту появляется элементарное понимание обращенной речи – отдельных слов. Собственной речи пока еще нет, но очень активно развивается звукоподражание. Это – необходимый этап перехода к самостоятельной речи. Ребенок учится управлять не только речевыми движениями, но и движениями своих рук. Он захватывает предметы и активно исследует их. Он очень нуждается в эмоциональном контакте со взрослыми. На этом возрастном этапе появление новых возможностей ребенка строго генетически обусловлено и, соответственно, эти новые возможности должны появляться своевременно. Родителям нужно быть бдительными и не утешать себя мыслями о том, что их ребенок «просто ленивый» или «толстенький» и поэтому никак не может начать переворачиваться и садиться.

Задачи возраста: реализация генетических программ развития (появление новых типов движений, гуления и лепета) строго в определенные сроки.

Основная мотивация познавательного развития: потребность в новых впечатлениях, эмоциональный контакт со взрослым.

Ведущая деятельность: Эмоциональное общение со взрослым.

Приобретения этого возраста: К концу периода у малыша происходит формирование избирательности во всем от движений и внимания до отношений с окружающими. У ребенка начинают формироваться собственные интересы и пристрастия, он начинает быть чувствителен к различиям между объектами внешнего мира и людьми. Он начинает использовать новые умения по назначению и по-разному реагирует в разных обстоятельствах. Впервые ему становятся доступны действия по собственному внутреннему побуждению, он учится управлять собой и влиять на окружающих.

Развитие психических функций

Восприятие: В начале периода о восприятии как таковом говорить еще трудно. Есть отдельные ощущения и реакция на них.

Ребенок, начиная с месячного возраста, способен зафиксировать взор на объекте, изображении. Уже для 2-месячного младенца особенно важным объектом зрительного восприятия является человеческое лицо, а на лице - глаза . Глаза - единственная деталь, которую различают младенцы. В принципе, в силу еще слабого развития зрительных функций (физиологической близорукости), дети этого возраста не способны выделять в объектах их мелкие признаки, а улавливают лишь общий внешний вид. По-видимому, глаза являются чем-то настолько биологически значимым, что природа предусмотрела для их восприятия специальный механизм. С помощью глаз мы передаем друг другу некоторые эмоции и чувства, одно из которых – тревога. Это чувство позволяет активизировать механизмы защиты, привести организм в состояние боевой готовности для самосохранения.

Первое полугодие жизни – сенситивный (чувствительный к определенным воздействиям) период, в течение которого развиваются возможности восприятия и опознания лиц. Люди, лишенные зрения в первые 6 месяцев жизни, утрачивают полноценную способность узнавать людей в лицо и различать их состояния по мимике .

Постепенно у ребенка повышается острота зрения, а в мозге созревают системы, позволяющие воспринимать объекты внешнего мира более детально. В результате к концу периода улучшается возможность различения небольших объектов.

К 6 месяцам жизни ребенка его мозг научается «фильтровать» поступающую информацию. Наиболее активная реакция мозга наблюдается либо на что-то новое и незнакомое, либо на что-то, что является для ребенка хорошо знакомым и эмоционально значимым.

До самого конца этого возрастного периода у младенца нет никакой иерархии значимости различных признаков предмета. Младенец воспринимает предмет целиком, со всеми его особенностями. Стоит лишь что-то изменить в объекте, как малыш начинает его воспринимать как нечто новое. К концу периода формируется постоянство восприятия формы, которая становится основным признаком, на основании которого ребенок узнает объекты. Если раньше изменение отдельных деталей заставляло ребенка думать, что он имеет дело с новым объектом, то теперь изменение отдельных деталей не приводит к опознанию предмета как нового, если его общая форма остается сохранной. Исключение составляет лицо матери, постоянство которого формируется намного раньше. Уже 4-месячные младенцы отличают лицо матери от других лиц, даже если какие-то детали меняются.

В первом полугодии жизни происходит активное развитие возможностей восприятия речевых звуков. Если новорожденные дети способны отличать друг от друга разные звонкие согласные, то примерно с 2 месячного возраста возникает возможность различения звонких и глухих согласных, что намного сложнее. Это значит, что мозг ребенка может почувствовать отличия на таком тонком уровне и, например, воспринимать такие звуки как «б» и «п» как разные. Это очень важное свойство, которое будет помогать усвоению родного языка. В то же время такое различение звуков еще не имеет ничего общего с фонематическим слухом – способностью различать те характеристики звуков родного языка, которые несут смысловую нагрузку. Фонематический слух начинает формироваться существенно позже, когда слова родной речи становятся для ребенка осмысленными.

Ребенок 4-5 месяцев, слыша звук, способен идентифицировать соответствующую звукам мимику - будет поворачивать голову в сторону лица, которое совершает соответствующие артикуляционные движения, и не будет смотреть на то лицо, мимика которого не совпадает со звуком .

Дети, которые в возрасте 6 месяцев лучше различают близкие по звучанию речевые звуки, в последствие демонстрируют лучшее развитие речи.

Разные виды восприятия в младенчестве тесно связаны друг с другом. Это явление называется «полимодальная конвергенция». Ребенок 8 месяцев, ощупав предмет, но не имея возможности его рассмотреть, позже опознает его при зрительном предъявлении как знакомый. Благодаря тесному взаимодействию разных видов восприятия, младенец может почувствовать несоответствие между изображением и звуком и, к примеру, будет удивлен, если женское лицо заговорит мужским голосом.

Использование разных видов восприятия в контакте с объектом является для младенца очень важным. Любую вещь он должен ощупать, засунуть в рот, повертеть перед глазами, ему нужно потрясти ею или постучать об стол, а еще интереснее – бросить со всей силы на пол. Так познаются свойства вещей, и именно так формируется их целостное восприятие.

К 9 месяцам зрительное и слуховое восприятие постепенно становится избирательным. Это значит, что младенцы становятся более чувствительными к одним, более важным, характеристикам предметов, и утрачивают чувствительность к другим, не значимым.

Младенцы до 9-месячного возраста способны различать не только человеческие лица, но и морды животных одного вида (например, обезьянок). К концу периода они перестают различать друг от друга представителей животного мира, но их чувствительность к чертам человеческого лица, к его мимике усиливается . Зрительное восприятие становится избирательным .

То же самое касается и слухового восприятия. Дети в возрасте 3-9 месяцев различают звуки речи и интонации не только своего, но и чужих языков, мелодии не только своей, но и других культур. К концу периода младенцы перестают различать речевые и неречевые звуки чужих культур, но у них начинают формироваться четкие представления о звуках родного языка. Слуховое восприятие становится избирательным . Мозг формирует своеобразный «речевой фильтр», благодаря которому любые слышимые звуки «притягиваются» к определенным образцам («прототипам»), прочно закрепленным в сознании младенца. Как бы ни звучал звук «а» в разных культурах (а в некоторых языках разные оттенки этого звука несут разную смысловую нагрузку), для младенца из русскоязычной семьи это будет один и тот же звук «а» и малыш, без специальной тренировки, не сможет почувствовать различия между звуком «а», который чуть ближе к «о», и звуком «а», который чуть ближе к «э». Зато, именно благодаря такому фильтру он начнет понимать слова, с каким-бы акцентом они ни были произнесены.

Конечно, развить возможности различения звуков чужого языка возможно и после 9 месяцев, но только при непосредственном контакте с носителем языка: ребенок должен не только слышать чужую речь, но и видеть артикуляционную мимику.

Память: В первом полугодии жизни память еще не является целенаправленной деятельностью. Ребенок пока не может осознанно запоминать или припоминать. У него активно работает генетическая память, благодаря которой появляются новые, но определенным образом запрограммированные, виды движений и реакций, в основе которых лежат инстинктивные побуждения. Как только двигательная система ребенка дозревает до очередного уровня – ребенок начинает делать что-то новенькое. Второй активный вид памяти – непосредственное запоминание. Взрослый человек чаще запоминает интеллектуально обработанную информацию, тогда как ребенок пока к этому не способен. Поэтому он запоминает то, что придется (особенно, эмоционально окрашенные впечатления) и то, что часто повторяется в его опыте (например, совпадения определенных видов движений руки и звука погремушки).

Понимание речи: К концу периода ребенок начинает понимать некоторые слова. Однако даже если в ответ на слово он смотрит на соответствующий правильный предмет, это не значит, что у него возникла четкая связь между словом и предметом, и он теперь понимает смысл этого слова. Слово воспринимается младенцем в контексте всей ситуации, и если что-то в этой ситуации изменится (например, слово будет произнесено незнакомым голосом или с новой интонацией), ребенок окажется в растерянности. Удивительно, что на понимание слова в этом возрасте может повлиять даже поза, в которой ребенок его слышит.

Собственная речевая активность: В возрасте от 2-3 месяцев появляется гуление, а с 6-7 месяцев - активный лепет. Гуление – это экспериментирование ребенка с разными видами звуков, а лепет – попытки подражать звукам того языка, на котором говорят родители или опекуны.

Интеллект: К концу периода ребенок становится способен к простой категоризации (отнесению к одной группе) объектов на основе их формы. Это значит, что он уже может на достаточно примитивном уровне обнаруживать сходство и различие между разными предметами, явлениями, людьми.

Внимание: В течение всего периода внимание ребенка, в основном, внешнее, непроизвольное. В основе такого типа внимания лежит ориентировочный рефлекс – наша автоматическая реакция на изменения в окружающей среде. Ребенок еще не может по собственному желанию на чем-то сосредоточиться. К концу периода (около 7-8 месяцев) появляется внутреннее, произвольное внимание, регулируемое собственными побуждениями ребенка. Так, например, если 6-месячному ребенку показать игрушку, он будет с удовольствием ее разглядывать, но если ее накрыть полотенцем, он сразу потеряет к ней интерес. Ребенок после 7-8 месяцев помнит, что под полотенцем находится не видимый теперь объект, и будет ждать его появления в том же месте, где он исчез. Чем дольше ребенок этого возраста способен ожидать появления игрушки, тем более внимательным он будет в школьном возрасте.

Эмоциональное развитие: В 2-месячном возрасте ребенок уже социально ориентирован, что проявляется в «комплексе оживления». В 6 месяцев ребенок становится способным различать мужские и женские лица, а к концу периода (к 9 месяцам) - разные выражения лиц, отражающие разные эмоциональные состояния.

К 9 месяцам у ребенка формируются эмоциональные предпочтения. И в этом снова проявляется избирательность. До 6 месяцев младенец легко принимает «заместителя» матери (бабушку или няню). После 6-8 месяцев дети начинают беспокоиться, если их отлучают от матери, появляется страх чужих и незнакомых людей, и малыши плачут, если близкий взрослый уходит из комнаты. Такая избирательная привязанность к матери возникает в связи с тем, что младенец становится более активным и начинает перемещаться самостоятельно. Он с интересом исследует окружающий мир, но исследование – всегда риск, поэтому он нуждается в безопасном месте, куда бы он всегда мог вернуться в случае появления опасности. Отсутствие такого места вызывает у малыша сильную тревогу ().

Механизм научения: Один из наиболее распространенных способов чему-либо научиться в этом возрасте - подражание. Большую роль в реализации этого механизма играют так называемые «зеркальные нейроны», которые активизируются как в момент, когда человек действует самостоятельно, так и в момент, когда он просто наблюдает за действиями другого. Для того, чтобы ребенок наблюдал за тем, что делает взрослый, необходимо так называемое «присоединенное внимание». Это – одна из наиболее важных составляющих социально-эмоционального поведения, которая лежит в основе всех продуктивных социальных взаимодействий. «Запуск» присоединенного внимания может осуществиться только при прямом участии взрослого. Если взрослый не смотрит ребенку в глаза, не обращается к нему и не использует указательные жесты, у присоединенного внимания мало шансов для развития.

Второй вариант научения – метод проб и ошибок, однако, без подражания, результат такого научения может оказаться весьма и весьма странным.

Двигательные функции: В этом возрасте бурно развиваются генетически обусловленные двигательные навыки. Развитие происходит от генерализованных движений всем телом (в структуре комплекса оживления) к избирательным движениям . Формируется регуляция мышечного тонуса, контроль позы, двигательные координации. К концу периода появляются четкие зрительно-моторные координации (взаимодействие глаз-рука), благодаря которым ребенок в последствие сможет уверенно манипулировать предметами, пытаясь действовать с ними по-разному, в зависимости от их свойств. Подробно появление разных двигательных навыков в этот период можно посмотреть в Таблице . Движение в этот период является одной из самых важных, влияющих на познавательное развитие составляющих поведения. Благодаря движениям глаз становится возможным рассматривание, что сильно изменяет всю систему зрительного восприятия. Благодаря ощупывающим движениям ребенок начинает свое знакомство с предметным миром, и у него формируются представления о свойствах вещей. Благодаря движениям головы становится возможным развитие представлений об источниках звука. Благодаря движениям тела развивается вестибулярный аппарат, и формируются представления о пространстве. Наконец, именно через движения мозг ребенка научается управлять поведением.

Показатели активности: Продолжительность сна здорового ребенка от 1 к 9 месяцам постепенно сокращается от 18 до 15 часов в сутки. Соответственно, к концу периода младенец бодрствует в течение 9 часов. После 3 месяцев, как правило, устанавливается ночной сон продолжительностью 10-11 часов, в течение которого ребенок спит с единичными пробуждениями. К 6 месяцам по ночам ребенок пробуждаться уже не должен. Днем ребенок в возрасте до 9 месяцев может спать 3-4 раза. Качество сна в этом возрасте отражает состояние центральной нервной системы. Показано, что многие дети дошкольного и младшего школьного возраста, страдающие различными нарушениями поведения, в отличие от детей без отклонений в поведении, плохо спали в младенческом возрасте - не могли заснуть, часто просыпались ночью и, в целом, мало спали.

Во время периода бодрствования здоровый ребенок с увлечением занимается игрушками, с удовольствием общается со взрослыми, активно гулит и лепечет, хорошо ест.

Основные события в развитии мозга младенца от 1 до 9 месяцев жизни

К первому месяцу жизни очень многие события в жизни мозга уже практически завершены. Новые нервные клетки рождаются в незначительном количестве, и их подавляющее большинство уже обрело свое постоянное место в структурах мозга. Теперь главная задача – заставить эти клетки обмениваться друг с другом информацией. Без такого обмена ребенок никогда не сможет понять, что он видит, потому что каждая клетка коры головного мозга, получающая информацию от органов зрения, обрабатывает какую-то одну характеристику предмета, например, линию, расположенную под углом 45° к горизонтальной поверхности. Чтобы все воспринятые линии сложились в единый образ объекта, клетки мозга должны общаться друг с другом. Именно поэтому на первом году жизни самые бурные события касаются формирования связей между клетками мозга. За счет возникновения новых отростков нервных клеток и контактов, которые они устанавливают друг с другом, интенсивно увеличивается объем серого вещества. Своеобразный «взрыв» в образовании новых контактов между клетками зрительных областей коры происходит в районе 3-4 месяцев жизни, и далее, число контактов продолжает постепенно увеличиваться, достигая максимума между 4 и 12 месяцами жизни. Этот максимум составляет 140-150% от числа контактов в зрительных областях мозга взрослого человека. В тех областях мозга, которые связаны с обработкой чувственных впечатлений, интенсивное развитие межклеточных взаимодействий происходит раньше и заканчивается быстрее, чем в областях, связанных с управлением поведением. Связи между клетками мозга малыша избыточны, и именно это позволяет мозгу быть пластичным, готовым к разным вариантам развития событий.

Не менее важным для этой стадии развития является покрытие нервных окончаний миелином – веществом, способствующим быстрому проведению нервного импульса по нерву. Также как и развитие контактов между клетками, миелинизация начинается в задних, «чувствительных» областях коры, а передние, лобные области коры, которые принимают участие в управлении поведением, миелинизируются позже. Начало их миелинизации приходится на возраст 7-11 месяцев. Именно в этот период у младенца возникает внутреннее, произвольное внимание. Покрытие миелином глубинных структур мозга происходит раньше, чем миелинизация корковых областей. Это важно, поскольку именно глубинные структуры мозга на ранних этапах развития несут бóльшую функциональную нагрузку.

К концу первого года жизни размер мозга ребенка составляет 70% от мозга взрослого.

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша

Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д. Это может сделать врач-невропатолог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса (мышечной дистонии), большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Очень важно создавать условия, способствующие развитию. Под созданием условий подразумевается предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений. Так, например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться по квартире, на том основании, что в доме живут собаки и пол грязный. Создавать условия также означает обеспечить ребенку обогащенную сенсорную среду. Познание мира в его разнообразии – то, что развивает мозг ребенка и формирует тот задел чувственного опыта, который может лечь в основу всего последующего познавательного развития. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – . Игрушкой может быть все, что можно схватить, поднять, потрясти, засунуть в рот, кинуть. Главное, чтобы это было безопасно для малыша. Игрушки должны быть разнообразными, отличаясь друг от друга по фактуре (мягкое, жесткое, гладкое, шершавое), по форме, по цвету, по звучанию. Наличие в игрушке мелких узоров или мелких элементов не играет роли. Ребенок пока не способен их разглядеть. Не надо забывать про то, что помимо игрушек, существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия. Это – различная обстановка (прогулки в лесу и в городе), музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

    Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.

    Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.

    Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.

    Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия

Обратиться к врачу (педиатру, детскому невропатологу). Полезно сделать следующие исследования, которые могут показать причину неблагополучия: нейросонография (НСГ), эоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи, электроэнцефалография (ЭЭГ). Обратиться к остеопату.

Не каждый врач назначит эти обследования и, в результате, предложенная терапия может не соответствовать истинной картине состояния мозга. Именно поэтому некоторые родители сообщают об отсутствии результата медикаментозной терапии, назначенной детским невропатологом.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от 1 до 9 месяцев жизни .

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

2 месяца

Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивается)

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке

Хаотично размахивает руками и ногами.

Поворачивает голову в сторону, поворачивает и выгибает туловище.

Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 с)

Издает отдельные звуки

3 месяца

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке.

Ребенок начинает рассматривать свои поднятые ручки и ножки.

«Комплекс оживления»: в ответ на общение с ним (проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звуки

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью на высоте до 10-15 см

Пытается взять предмет, который ему дают

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении.

Активно гулит при появлении взрослого

4 месяца

Узнает мать (радуется) Рассматривает и захватывает игрушки.

Находит глазами источники звука

Громко смеется в ответ на обращение

Целенаправленно протягивает ручки к игрушке и пытается схватить ее. Поддерживает руками грудь матери при кормлении.

Радуясь или злясь, выгибается, делает мостик и поднимает голову, лежа на спине. Может поворачиваться со спины на бок, а при подтягивании за руки поднимает плечи и голову.

Длительно гулит

5 месяцев

Отличает близких от чужих

Радуется, гулит

Часто берет игрушки из рук взрослого. Двумя руками хватает предметы, находящиеся над грудной клеткой, а затем и над лицом и сбоку, ощупывает свою голову и ноги. Схваченные предметы может удержать между ладонями несколько секунд. Сжимает ладонь на вложенной в руку игрушке, сначала хватает всей ладонью без отведения большого пальца («обезьяний захват»). Отпускает игрушки, которые держит одной рукой, если в другую руку вложить другой предмет.

Лежит на животе. Поворачивается со спины на живот. Хорошо ест из ложки

Произносит отдельные звуки

6 месяцев

По-разному реагирует на свое и чужие имена

Берет игрушки, находясь в любом положении. Начинает хватать предметы одной рукой, а вскоре овладевает навыком удержания одновременно в каждой руке по одному предмету и подносит удерживаемый предмет ко рту. Это начало развития навыка самостоятельной еды.

Переворачивается с живота на спину. Хватая пальцы взрослого или прутья кроватки, самостоятельно садится, и некоторое время остается в этой позе, сильно нагнувшись вперед. Некоторые дети, особенно находящиеся много времени на животе, перед тем как научиться садиться, начинают ползать на животе, передвигаясь с помощью рук вокруг своей оси, потом назад и немного позже вперед. Садятся они вообще позже, а некоторые из них сначала стоят у опоры и только потом учатся садиться. Такой порядок развития движений полезен для формирования правильной осанки.

Произносит отдельные слоги

7 месяцев

Размахивает игрушкой, стучит ею. «Обезьяний захват» всей ладонью сменяется захватом пальцами с противопоставлением большого пальца.

Хорошо ползает. Пьет из чашки.

Появляется опора на ноги. Младенец, поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, упирается ногами и делает шаговые движения. Между 7-м и 9-м месяцами ребенок учится садиться из положения на боку, все больше сидит самостоятельно и лучше выпрямляет спину.

В этом возрасте, поддерживаемый под мышки ребенок крепко упирается ногами и делает подпрыгивающие движения.

На вопрос «Где?» находит взглядом предмет. Подолгу лепечет

8 месяцев

Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лопочет

Занимается долгое время с игрушками. Умеет брать по одному предмету каждой рукой, перекладывать предмет из руки в руку и целенаправленно бросать. Ест корочки хлеба, сам держит хлеб в руке.

Сам садится. Между 8-м и 9-м месяцами малыш стоит с опорой, если его поставить, или держится у опоры самостоятельно на коленях. Следующий этап подготовки к ходьбе - самостоятельное вставание у опоры, а вскоре и шаги вдоль нее.

На вопрос «Где?» находит несколько предметов. Громко произносит различные слоги

9 месяцев

Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним)

Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям другого ребенка

Усовершенствование движений пальцев позволяет к концу девятого месяца жизни освоить захват двумя пальцами. Ребенок действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.)

Обычно начинает двигаться, ползая на коленях в горизонтальном положении при помощи рук (по-пластунски). Активизация ползания приводит к четкому передвижению на четвереньках с отрывом колен от пола (переменное ползание). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

На вопрос «Где?» находит несколько предметов, независимо от их местоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете

    Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

    Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

    Mondloch C.J., Le Grand R., Maurer D. Early visualexperience is necessary for the development of some – but not all – aspects of face processing. The development of face processing in infancy and early childhood. Ed. by O.Pascalis, A.Slater. N.Y., 2003: 99-117.

Мозг является одним из самых важных органов в организме человека. Для понимания процессов роста человека, взросления, способности ребенка/подростка/взрослого на какие-либо поступки, оценки, поведение, т.п. (на «зрелое поведение»- в общем) необходимо понимать, а как мозг работает, какие его части и когда созревают, за что, за какие процессы отвечают разные подразделы мозга.

Такие знания особенно важны для родителей ВЧ-детей, ВЧ-подростков, чтобы не обременять ребенка своими завышенными ожиданиями, прессом фраз «а ты уже в возрасте Х лет должен был бы…» (и следует череда требований, которые ребенок не в состоянии выполнить, потому что мозг еще не «созрел»).

Согласно исследования в частности Д-ра Гордона Ньюфелда (Институт Г.Ньюфелда, Ванкувер, Канада), развитие некоторых отделов мозга у ВЧ-детей (а следовательно- и развитие функций мозга) происходит медленнее , на этапы требуется большее количество времени, и мозг дозревает дольше.

Интерактивная иллюстрация, демонстрирующая этапы созревания тканей головного мозга (нажмите для проигрывания)

Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Не смотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Чтобы увидеть, как созревает мозг, нажимайте на флэш-анимацию. Цветовая шкала обозначает созревание тканей мозга, от красного, оранжевого и жёлтого – к зелёному, синему и фиолетовому.

0 – 4 года

Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.

Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.

Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.

6 лет

Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.

Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.

9 лет

Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.

Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.

13 лет

Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.

Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.

Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.

15 лет

Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

17 лет

Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.

21 год

Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.

Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.