Цитаты на тему «Сердце плачет. Статусы про душевную боль в душе и в сердце

Боль неопределенности гораздо сильнее, чем определенность боли.

Господи, за что, когда я начинаю его забывать, он обязательно приходит во сне?

Ты думаешь, ей больно? Расслабься ей уже давно наплевать и каждое её слово является ложью. Она врет, но только потому, что сама никому не верит. И ты этому причина.

Боль, мы причиняем себе сами, а не близкие нам люди… Просто мы ожидаем от людей больше, чем они могут для нас сделать… Меньше надейся на кого-то, твори себя сам, и боль улетучится в неизвестность!!!

Уныние, скорбь и боль способны убивать точно так же, как вирусы.

Самая тяжёлая депрессия — это депрессия с улыбкой на губах…

Когда по-настоящему, искренне любишь человека, никогда не сделаешь ему больно, даже не нарочно. А будешь оберегать его. Там, где любовь не смешали с удобством, выгодой, привычкой, нет места боли.

Боли в Вашем сердце ровно столько - сколько Вы… Позволяете… Ей находиться… В вас … Забывайте… Прощайте… Отпускайте…

Я убежден, что страдание и боль других доставляют нам удовольствие, и немалое

Ужасно вновь воскрешать боль.

Может за поворотом я сниму каблуки, разотру тушь по лицу, сяду на пол и разрыдаюсь, но сейчас я должна пройти мимо с высоко поднятой головой, а потом уже за поворот.

Презираю тех, кто не сумев создать своё, разрушает чужое…

Я больше не пишу стихов — Душа от боли зачерствела, Да и кому какое дело До мною выстраданных слов? Я больше не пишу стихов…

Если боль вместо разума в нас говорит, Надо жить научиться, себя не жалея. Сыпьте соль, и не бойтесь, на раны свои, Их тогда и зализывать будет вкуснее!

Конечно, больно, когда не взаимно, но гораздо больнее, когда взаимно, но не суждено.

Люди, которые сделали нам больно, навсегда останутся для нас — кипятком, в который мы больше никогда не окунём душу.

Душа болит и просит пощады, Говорит: «Забудь! Одумайся, опомнись!» Но сердце рыдая отвечает: «Не забуду, помню и навеки, навсегда помнить буду.

Я - одна из тех лживых людей, которые прячут боль за улыбкой…

О мигрени почти по японски))) Боль в голове поселилась наглым драконом. Прячусь в норке из одеяла. Я есть и нет меня. Мир чёткий без очков. Зелёный чай поможет. Раздражают запахи, звуки. Клубника, Рахманинов. Снова живу.

Не стоит обнажать душу перед людьми. Ничего, кроме изнасилования, её - не ждёт.

Локомотив» теперь в небесной лиге, сражается с Ташкентским «Пахтакор».

Прежде, чем причинять боль другим, вспомни: Всё возвращается!

Удивительно, как умеет человеческая память цепляться за моменты, которые так нужно забыть, вычеркнуть, перевернуть…

Боль пройдёт. И когда-нибудь, верь мне, мы проснемся счастливыми. Только уж точно не вместе…

Хочешь послушать сердце моё? Просто прижмись ко мне ближе. Ты и не знала, а это оно Болью души твоей дышит.

Ну и что ты кричишь, МОЯ ДУША? Кому… какое дело… до твоего крика???

Прощение — лучшее лекарство от боли. - Вот попинаю его хладный труп и тут же прощу! От всей души прощу, честно!

Наркотиком может быть, что угодно. Как та боль, что ты мне причиняешь. Без неё никуда.

Не ври, прошу тебя я, даже в малом! Ведь ложь твою всегда узнаю, Как будто сапогом с подковой Пройдешься по душе, того и не желая…

Мы часто не видим чужую боль… Мы иногда не понимаем, почему плачут другие… Тогда почему мы удивляемся, когда не понимают нас???

Вы слышали тот крик, когда кричит душа? Ей помощь чья-то так нужна. И хорошо, когда поймут тебя, От одиночества избавят навсегда. А разве одиночество кричит? Оно, мне кажется, молчит. Молчит от боли и от слез, Что кто-то грубо так душе нанес.

Люди рано или поздно устают от боли.

Когда на душе боль, нет смысла выставлять напоказ свое выдуманное счастье.

Одни люди приходят в нашу жизнь, чтобы натереть до блеска нашу душу, а после других не можешь найти средство, чтобы отмыть их грязные следы…

Только пожалуйста не делай мне больно. Я верю тебе.

Только прикоснувшись к чужой боли, можно познать меру собственной боли.

Люблю лето и солнечные очки… Никто не видит, что ты идешь и плачешь…

Не отвечайте болью на любовь… Не стоит душу любящую мучить… Чтоб невзначай печальная юдоль Вдруг ваше счастье не смогла разрушить…

Боль - это хорошо. Это значит - ты ещё Жив.

Слезы счастья самые соленые, ибо с ними выходит самая глубокая боль.

В сердце так пусто, что боль души отражается в глазах.

Она тоже скучает, изображая безразличие. Она любит разговаривать, предпочитая молчание. Она убегает от прошлого, думая о нём и мечтая вернуть. Она привыкла делать вид, что всё хорошо. И лишь подушка по ночам знает, что дождь ещё не прошёл.

Не надейся - и больно не будет, И не верь никому! И как жить тогда, люди, Я что-то уже не пойму!

Время лечит, выписывая рецепт на лекарство, но не даёт гарантии, что оно поможет - именно тебе?!

Падая вниз, особенно больно воспринимать чужие подъемы наверх.

Сердечко, прошу, умоляю, Не надо так сильно стучать! Душа, я тебя заклинаю, Не надо так трепетать! О, память, да, знаю я, знаю, Не хочешь его отпускать. Тебя я не проклинаю, Учусь тебя больше не ждать!!!

Иногда тем, кто очень тебе дорог, приходится причинять боль. чтобы потом не сделать еще больнее.

Мне больно видеть тебя с другой.

Никогда не наказывайте без вины детей! Не срывайте свою злость на них! Не причиняйте им вреда! Не делайте им больно! Дети, они ведь ближе к Богу. Он их чаще слышит!

грустные статусы для социальных сетей, вашей страничке в Одноклассниках или ВК про боль в душе.
Если у тебя на душе очень плохо — радуйся: ты нашел жестокую ошибку в своей программе. И у тебя прекрасная возможность исправить ее, т. к. душевная боль — седьмое чувство человека, с помощью которого эти ошибки обнаруживаются. Игорь Гришин

Время лечит все, что угодно, кроме правды.

В душе - одиночество. Больно, сидеть и знать, что в мире никому нет до тебя дела. А самое обидное, что даже поговорить об этой проблеме бывает не с кем.

Мое сердце спит 24 часа в объятиях печали…

На душе скребут кошки - и печаль, превращаясь с каждой минутой все темнее в глухую тоску, словно там, внутри, садится солнце.

Больно, но все в порядке. Я привык.

Есть люди, встречая которых мы спрашиваем: «Ты в порядке?» Они отвечают: «Хорошо» Не говоря ничего больше, поскольку являются узниками самих себя и общественных норм. Они не могут выразить страдания, которое пожирает и ломает душу. А мы идем дальше, в суете порой не замечаем их взглядов, не слышим в их молчание тишину крика, не видя, что стрелка барометра их сердца остановилась на черточке «Шторм».

Беда в том, что мне вдруг стало на все наплевать. Нет у меня никаких целей, никаких амбиций. Это мне ужасно не нравится.

Я так устал от боли, которую слышу и чувствую. Устал от дорог, устал быть один, как воробей под дождем. Устал от того, что не с кем поделится, посоветоваться. Я устал от ненависти людей друг к другу. Она похожа на осколки стекла в мозгу. Я устал от того, что столько раз хотел помочь и не мог. Я устал от темноты. Но больше всего от боли. Ее слишком много. Если бы я мог сам со всем покончить!

От себя и мыслей собственных бегу, что крыльями бывали для полета. И в страхе одиночества бросаюсь к толпе презренной, давнему врагу. За помощью — чтоб рядом был хоть кто-то.

Есть на свете вид такой печали, которою нельзя выразить ни словами, ни слезами. Нельзя никому объяснить, боль поселяется тяжестью на дне сердца, как снег во время зимней безветренной ночи.

Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать так же силой

Внутри меня мир брошен в суматоху. Я смотрю, слушаю, жду. Проходит секунда, минута, час, день а ров моих страхов растет как дыра…

После боли и разочарования приходит равнодушие. Равнодушие убивает все.

Нет ничего печальнее, чем сидеть в машине, когда тебе некуда ехать. Нет, пожалуй, ещё печальнее - сидеть в машине возле дома, где прожил почти десять лет и который вдруг, в одночасье, перестал быть твоим домом. Ведь обычно, когда тебе некуда ехать, всегда можно поехать домой.

«Нет ничего хуже, чем оставаться один на один с пустотой в собственном сердце».

Слезы — совсем не признак слабости. Они говорят о наличии души.

«Свобода — обратная сторона одиночества».

Как же все таки грустно, когда в твоем сердце ни любви, ни боли, а одна сплошная пустота.

А время - оно не лечит. Оно не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта. И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… и новую жизнь… Время - плохой доктор. Заставляет забыть о боли старых ран, нанося все новые и новые… Так и ползем по жизни, как ее израненные солдаты… И с каждым годом на душе все растет и растет количество плохо наложенных повязок…

Некоторые слова, имеют срок годности.

Можно уговорить себя быть терпимым …Но если тебя насильно заставляют делать что-то, тут уж, извините, терпеть нельзя!

Невысказанная благодарность как кивок к кому — то в темноте.

Люди говорят, что нужно жить в настоящем, не оглядываться назад, не смотреть в прошлое…Но у меня не получается, я не знаю, как жить дальше, для меня прошлое тысяча воспоминаний.. воспоминаний, связанных с тобой…

Чистое сердце восстанавливает зрение, очищает глаза.

«Вы знаете, а одиноким быть на самом деле проще. Проще, чем заниматься самообманом, ждать взаимных чувств или страдать от измены»

Грусть — верный спутник одинокого человека. Иногда она надевает светлые одежды мыслей о прошлых приятных моментах, но чаще — темную мантию безысходности.

Это печально, но страдание, пожалуй, единственный надежный способ пробуждения души от сна.

Трудно иногда понять молчание другого человека, потому что оно выражает слишком много…

Иллюзии души, атмосфера планеты.

Как иногда хочется много сказать. Но в глаза говорить стыдно, по телефону — не то, а писать — слишком много.

Ненавижу быть пьяной. Думаешь, что тебе будет круто и весело, а на самом деле тебе грустно и плохо.

Ты идешь туда, где он может быть, или где бывал, делаешь вид, что всё и вправду хорошо. Но себя не обманешь - на самом деле всё это ужасно, и очень больно. И можно как угодно хорошо выглядеть, купить новое платье, сделать новую причёску, тоску в глазах не уберёт (Никакой Мейкап)

Иногда мне становится нестерпимо грустно, но в целом жизнь течет своим чередом.

Когда ты чем-нибудь очень расстроен, глотать очень трудно.

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль и боль, исходит от привязанности к видимым вещам. Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце…

В грусти становимся непомерно гордыми. Создаём видимость того, что ни в ком не нуждаемся, хоть нам так важна чужая рука на плече.

Мой улыбатор вышел из строя.

Даже камень могут уничтожить капли бесконечного дождя.

Жизнь странная штука. Иногда она так смешивает события, что невозможно отделить одно от другого. Радость соседствует с печалью, боль потери с новым счастьем. Иногда мне кажется, что в ней гораздо больше фантастики, чем в снах.

Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия.

Я научилась жить без чувств. В пустом доме без теплоты, уюта. Одна паутина прошлого и бесконечный поток гостей. Приходят, уходят. Никто не задерживается…

После всего, что со мной было?! Амуры могут истыкать меня стрелами, и я ничего не почувствую.

Находясь на вершине горы, мы всматриваемся в пропасть. Упав в бездну, созерцаем небо.

Если вы слышите песню, которая заставляет вас плакать, а вы этого больше не хотите, то вы просто выключаете магнитофон. Но вы не можете сбежать от себя. Вы не можете просто взять и выключить себя. Не можете избавиться от роящихся в голове мыслей.

Ты, опустив глаза, прячешь от меня грусть, я понимаю всё, но почему-то злюсь.

Когда тебе плохо, иди в свою комнату и покричи во всё горло пару минут. И всё пройдет. Это называется катарсис.

Господи, а можно я временно умру, прямо сейчас? Вот здесь вот лягу в уголке тихонечко и денька на три уйду в небытие? Ты мне там все покажешь, кофейку выпьем где-нибудь, пощебечем, а тело мое пусть отдохнет от глобального недоумения, полежит ровненько.(Джонатан Троппер)

Если не принимать мир близко к сердцу, оно и не разобьётся…

Грустно и больно, когда ты обнимаешь кого-то, кого так любил, что даже одна мысль о ней озаряла все твое существо яркой вспышкой. В душе теперь - нет, не ненависть, это было бы лучше - внутри у тебя ледяная беспредельная пустота. Она растет в тебе, и для тебя уже нет разницы, обнимешь ты ее или уберешь руку и уйдешь прочь.

Ничего не хочется… Ехать не хочется - слишком сильное движение: пешком идти не хочется - устанешь; лечь? - придется валяться попусту или снова вставать, а ни того, ни другого не хочется… Словом, ничего не хочется.

…Апатия достигла максимума. Нет веры, нет стремления, нет злости, нет ненависти, даже желания нет. Всё стало слишком утомительным.

Душевная боль всегда внезапна. В отличие от боли физической, к ней нельзя подготовиться или привыкнуть, она накрывает с головой, и далеко не каждый может от нее оправиться.

Такое ощущение, что у тебя дома стоит радар, и когда я счастлива, ты это чувствуешь и спешишь сделать мне больно.

Когда так больно, второй раз не чувствуешь.

Сердце у меня превратилось в комок тонких резинок, которые рвались одна за другой.

Мне нужно отключать речевой аппарат, когда мозги перестают работать.

Не устаю удивляться, как самый обычный день в мгновение ока превращается в сущий ад.(Эрих Мария Ремарк)

Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать.

Вчерашний аромат все ещё здесь сегодня.
Я на мели. Я, обессиленный, выброшен на берег и одержим. Я должен уехать, потому что ты всё ещё здесь в моем воздухе, дразнящий моё обоняние, вторгаясь в мои воздушные волны. Ты везде на простынях и в ванной. Мой диван пропах тобой. Ты оставила своё нижнее бельё, пальто, книги и запах здесь, В моем месте отдыха. Там, куда я приползал умирать, как кот под дом после того, как его ударили. Лёжа и ожидая.

Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа.(Хэзлитт У.)

Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких.

Миллионы людей решили избегать чувствительности. Они стали толстокожими, и только для того чтобы защититься, чтобы никто не мог причинить им боль. Но цена очень велика. Никто не может причинить им боли, но никто не может и сделать их счастливыми. Наталья Солнцева

Рано или поздно любой ураган, любая буря улягутся… и наступит привычное спокойствие. Ни один шторм не длится бесконечно…

Тема раздела: самые грустные статусы для социальных сетей про боль в душе. Хочешь научиться самому большому дару? — прими в свою душу боль, тоску, печаль, страх, терзания. А теперь преврати их в силу, в улыбку, счастье, уверенность, покой. Тебе под силу это, ведь то Твои терзания, твой страх, твоя печаль, тоска и боль…

А ведь была счастливая и слез почти не знала... Сквозь боль и крик: Я СИЛЬНАЯ, шептала: я устала...

Боли сильнее нет, чем боль в сердце, разбитом сердце...

Боль - это состояние ума, к ней можно привыкнуть.

В жизни всегда чего-то не хватает для полного счастья, то табуретки, то веревки, то мыла.

Вид чужой боли помогает легче переносить свою.

Всё ясно, ты напилась. - Я не напилась, я пыталась заглушить боль!

Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.

Вы хотите сделать мне больно? А смысл? Я улыбнусь, снисходительно посмотрю и отвернусь...и больно станет вам.

Жизнь – это улыбка, даже когда по лицу текут слезы.

Жить через боль, Любить через слезы, смеяться, даже если больно...

Зачем человеку сердце? Оно ведь приносит только боль!!!

Когда мы говорим, что страшимся смерти, то думаем прежде всего о боли, ее обычной предшественнице.

Любимая, я принес тебе столько боли... куда поставить?

Любовь как клещ в сердце... приходится выдирать его вместе с кусочками, ипытывая адскую боль...

Люди рано или поздно устают от боли...

Люди слишком жестоки и зацикленны на своих проблемах, чтобы понять чужую боль.

Меня раздавили своей же любовью... Насколько любила настолько и больно.

Навсегда в сердце останется нежная боль.

Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.

Нет боли сильнее, чем та, что причиняют друг другу влюбленные.

Нет такой боли, нет такого страдания, телесного или душевного, которых не ослабило бы время и не исцелила бы смерть.

Она не такая как все! У нее на сердце боль, которую она умело может скрывать... Её улыбка всегда яркая и никогда не будет фальшивой!

Попробуй спастись от дождя, если он внутри.

Почему есть такие люди, которые принесли в твою жизнь самые счастливые моменты и самую большую боль одновременно? Теперь, вспоминая о тебе, на губах улыбка, на глазах слезы...

Трудно забыть боль, но еще труднее вспомнить радость. Счастье не оставляет памятных шрамов. Покой учит нас так малому.

Умей простить и отпустить, что бы не усиливать боль...

Что может быть хуже смерти? - Боль самого близкого и родного человека!

Что не болит - не жизнь, что не проходит - не счастье.

Чувства сломаны и сердце стёрто в прах, осталась только боль и какой то глупый страх.

Я пытаюсь научиться скрывать ужасную боль за искренней улыбкой...

Я улыбаюсь, чтобы скрыть боль. Я смеюсь, чтобы скрыть слезы. И я мечтаю, чтобы забыть!

Биолог и социальный психолог Наоми Эйзенбергер утверждает, что опыт социальной или душевной боли - вовсе не фантазия на пустом месте, а эволюционный механизм, сформировавшийся в результате необходимости социального объединения - которое в итоге ведет к выживанию.
Если вы внимательно вслушаетесь в то, как люди описывают свой опыт социального отчуждения, вы заметите интересную закономерность: мы используем слова, обозначающие физическую боль, чтобы описать психологически тяжелые события: например, «мое сердце разбито». На самом деле, в английском языке есть несколько способов выражения чувств, связанных с непринятием, не только те, которые обычно относятся к физической боли. Однако применение таких слов для обозначения отчуждения или изолированности типично и для других языков - не только для английского.
Почему мы описываем опыт социального отчуждения словами, связанными с физической болью? Правда ли чувство социальной изоляции сопоставимо с физической болью, или это просто фигура речи? В лабораторном исследовании мы предположили, что «боль» социальной отверженности (социальная боль) - это не просто лексическое выражение. С помощью серии исследований мы с коллегами показали, что социально болезненные опыты - такие, как разлука или изоляция, возбуждают процессы в тех же нервных участках, что и физическая боль. Здесь я привожу данные, на основании которых мы поняли, что процессы при физической и социальной боли частично совпадают, а также исследования, которые напрямую тестируют это наложение. Я покажу несколько, возможно, неожиданных последствий этого совпадения, а также расскажу, что означает эта общая нервная схема для нас и что она говорит о социальной боли.
Действительно ли отвержение причиняет боль? Хотя утверждение о том, что отказ «причиняет боль», может показаться натянутым, с точки зрения эволюции есть некий смысл в том, что страдания при физической и социальной боли частично совпадают. Как вид млекопитающих, люди рождаются достаточно незрелыми, неспособными обеспечить себя едой и защитой. Поэтому младенцам, чтобы выжить, нужно быть всегда рядом с тем, кто о них заботится. Позднее причастность к социальной группе становится критически важной для выживания; ее участники извлекают выгоду из общей ответственности за добычу еды, борьбу с хищниками и заботу о детях. На основании того, что социальная изоляция так губительна для человека, было выдвинуто предположение, что в течение нашей эволюционной истории система социальной привязанности сформировалась по принципу системы физической боли, заимствуя болевой сигнал как раздражитель при социальной отделенности. Вероятно, социальная связь была столь важна для выживания, что болезненные ощущения, связанные с физическим повреждением, были включены для обеспечения таких же страданий от социального разобщения - чтобы люди стремились избежать изолированности и сохранить близость с другими.
Последующие исследования подтвердили эти начальные данные. Субъекты, которые признались, что в повседневной жизни чаще чувствуют себя ненужными, продемонстрировали более значительную нервную активность в ответ на эпизод социального отторжения. В некоторых случаях простой просмотр картинок-раздражителей приводят в действие нервные участки, связанные с телесной болью.
Исследования на людях и животных показали, что при физической и социальной боли происходят похожие процессы. Они проистекают в двух участках мозга: в передней части поясной извилины коры головного мозга и в меньшей мере в передней доле мозга. Обе они задействованы, когда млекопитающие испытывают физическую боль или страдают из-за изолированности.
Что касается физической боли, передняя часть поясной извилины коры головного мозга и передняя доля мозга передают эмоциональный, неприятный, элемент болезненного опыта. Он может быть разделен на два компонента: сенсорный, который предоставляет информацию о том, где ощущается раздражитель боли, и эмоциональный, который запечатлевает неприятные ощущения от раздражителя - как это ни банально, так оно и есть. После нейрохирургии, во время которой удаляется элемент передней части поясной извилины, чтобы облегчить трудноизлечимую хроническую боль, пациенты отмечали, что они все еще могут определить место раздражителя, но их больше не беспокоят болезненные ощущения. Похожие симптомы наблюдались при повреждении передней доли. Повреждение соматосенсорной коры - участка, отвечающего за локализацию боли, - мешает пациентам определить, откуда идет боль, но оставляет чувственные страдания. Нейровизуализация также подтверждает это разделение. Субъекты, которым под гипнозом увеличили болезненность раздражителя без смены сенсорного компонента, показывали возросшую активность в передней части поясной извилины коры головного мозга, а не в первичной соматосенсорной коре, которая отвечает за чувствительный элемент боли.
Интересно, что некоторые из нервных участков, связанных с болью, также способствуют специфическому поведению при разлуке с нужным человеком, что проявляется в выражении страданий. Младенцы многих видов млекопитающих издают специальные страдальческие звуки (например, человеческие дети плачут) при отлучении от заботящегося субъекта. У этих звуков адаптивная цель (для взрослых - это сигнал отыскать младенца), то есть они препятствуют длительной разлуке. Спинное и вентральные подразделения играют важнейшую роль при производстве этих озвученных страданий. Повреждения в этих зонах у обезьян устраняет озвучивание страданий, тогда как электрическая стимуляция у макак приводит к спонтанным болезненным крикам.
На основе данных, обнаруживающих нервные участки, задействованные при физической боли людей и страданиях млекопитающих от разлуки, мы решили исследовать, будут ли эти участки играть роль при социально болезненном опыте человека. В одном таком исследовании каждому участнику говорили, что по интернету он будет присоединен к двум другим людям и вместе они будут играть в игру с передачей мяча. Участник эксперимента при этом был подключен к сканеру МРТ. Через специальные очки он видел виртуальные воплощения двух других игроков с их именами, а также свою руку. Нажатием кнопки участник решал, кому кинуть мяч.
В действительности не было других игроков; участники эксперимента играли с заранее установленной компьютерной программой. В первом раунде они были включены в игру все время, а во втором - социально исключены, так как два других игрока переставали кидать им мяч. В качестве реакции на это отторжение у субъектов наблюдалась сильная активация в передней части поясной извилины коры головного мозга и в передней доле мозга - двух участках, связанных с физической болью. Более того, субъекты, которые сильнее переживали из-за эпизода изоляции («я чувствовал себя отвергнутым», «я чувствовал себя ненужным») также показали более высокую активность в передней части поясной извилины, подтверждая предположение, что непринятие действительно «причиняет боль».
Наконец, разлука или отторжение - не единственные возбудители нервной активности, связанной с болью. Другие социально болезненные опыты - как, например, тяжелая утрата - также задействуют эти нервные участки.
Последующие исследования подтвердили эти начальные данные. Субъекты, которые признались, что в повседневной жизни чаще чувствуют себя ненужными, продемонстрировали более значительную нервную активность в ответ на эпизод социального отторжения. В некоторых случаях простой просмотр картинок-раздражителей приводят в действие нервные участки, связанные с телесной болью. К примеру, просмотр картин Эдварда Хоппера активировал переднюю часть поясной извилины и переднюю долю мозга. Кроме того, социально чувствительные люди при просмотре видео, на котором кто-то делал неодобрительное выражение лица (возможный знак социального отвержения), показывали более высокую активность в передней части поясной извилины.
Наконец, разлука или отторжение - не единственные возбудители нервной активности, связанной с болью. Другие социально болезненные опыты - как, например, тяжелая утрата - также задействуют эти нервные участки. В ответ на просмотр изображений недавно умершей матери или сестры (наравне с фотографиями незнакомых женщин) участники эксперимента продемонстрировали повышенную активность в передней части поясной извилины и передней доле. Более того, женщины, которые потеряли ребенка в результате вынужденного аборта, при просмотре фотографий улыбающихся младенцев продемонстрировали более высокую активность в передней части поясной извилины по сравнению с теми, кто родил здорового ребенка. Итак, различные виды социально болезненных событий - от отвержения до утраты - частично полагаются на те нервные участки, которые играют непосредственную роль при телесной боли.
В пределах пересечения физической и социальной боли можно ожидать интересные результаты - к примеру, что люди, более чувствительные к физической боли, острее ощущают и социальную боль, и наоборот. Это не выдуманная гипотеза, она была проверена в ходе нескольких исследований. Лучшее доказательство тому можно найти в сведениях о пациентах - люди с хронической болезнью гораздо больше, чем здоровые, заботятся об отношениях со своим партнером, а депрессивные люди с высокой социальной чувствительностью более восприимчивы к боли, чем те, кто себя контролирует.
Второй результат пересечения физической и социальной боли - то, что факторы возрастания или убывания одной влияют на другую в той же мере. Таким образом, факторы, которые, как считается, уменьшают социальную боль (как, например, чувство социальной поддержки), также должны уменьшить физическую боль, а те, что уменьшают телесную (к примеру, обезболивающее), также уменьшают социальную. Мы нашли доказательства обоих этих утверждений. Чтобы выяснить, уменьшает ли социальная поддержка физическую боль, мы попросили женщин оценить неприятность ощущений от горячего раздражителя, приложенного к их предплечью, в то время как они выполняли различные задания. Во время одного из заданий они получали социальную поддержку (а именно - держали за руку возлюбленного), во время других - нет (к примеру, они держали либо руку незнакомца, либо мягкий шарик). Мы обнаружили, что участницы чувствовали боль гораздо слабее, когда держали за руку своих партнеров, чем когда были с незнакомцами. Что еще интереснее, мы обнаружили, что участники чувствовали гораздо меньше боли, когда смотрели на изображения их любимых, чем при просмотре картинок с незнакомцами или предметами. Очевидно, что даже мысль о социальной поддержке может уменьшить как физическую, так и социальную боль.
Когда я рассказываю об этом эксперименте, люди часто спрашивают: «Если это действительно правда, значит, обезболивающие могут уменьшить страдания социальной боли?». Вопрос задается в шутку, ведь это кажется невероятным, но на самом деле, ответ на него - да, могут. Для проверки этой идеи мы исследовали, может ли лекарство тайленол уменьшить чувство социальной боли. В первом таком исследовании участники принимали нормальную дозу тайленола или плацебо в течение трех недель. Их попросили оценить ежедневный уровень болезненных ощущений. Те, кто принимал тайленол, отметили уменьшение болезненных ощущений с 9 дня и до 21, тогда как те, кто принимал плацебо, не заметили никаких изменений. В другом исследовании люди принимали тайленол или плацебо в течение трех недель и затем поиграли в виртуальную игру по передаче мяча (в которой они под конец подвергались социальному исключению). Как показал сканер МРТ, у тех, кто принимал тайленол, в ответ на социальную изоляцию нервная активность была меньше. Эти исследования доказывают, что, как бы это ни было удивительно, обезболивающее тайленол избавляет также от социальных страданий.
Хоть и болезненные, мучение и душевная боль из-за разрушенных социальных отношений выполняют ценную функцию, а именно обеспечивают поддержание тесных социальных связей. Так как отверженность причиняет боль, люди замотивированы избегать ситуаций, в которых возможно отторжение.
Некоторые другие последствия пересечения физической и социальной боли также были исследованы. Один феномен может быть лучше понят в свете этого пересечения - агрессия, вызванная отказом. Годами люди ломали голову над доказательством того, что социально отчужденные субъекты с большей вероятностью действуют агрессивно по отношению к другим. На самом деле это близко к правде - стоит только вспомнить частые новости о стрельбе в школе, которые устраивали ученики, которых впоследствии описывали как аутсайдеров. На самом деле в мысли о том, что отторжение провоцирует агрессию, есть некий смысл; хотя, казалось бы, учитывая важность поддержания социальных связей, почему в ситуации изоляции человек предрасположен к агрессии скорее, чем к просоциальному поведению? Ведь было бы более логично, если бы он пытался восстановить социальные связи? Тем не менее в свете пересечения физической и социальной боли агрессивная реакция на изоляцию более оправданна. Из исследований хорошо известно, что животные в качестве реакции на болевой раздражитель нападают на тех, кто рядом. Вероятно, это такая адаптивная функция: при угрозе физического повреждения они нападают. Если система социальной боли действительно включает части системы физической, агрессивный ответ на социальное отторжение может быть побочным продуктом реакции на телесную боль - такая неадекватная адаптивная функция в социальном контексте.
Другое возможное последствие этого пересечения - физиологический стресс, который происходит в ответ на социально опасные ситуации. Хорошо известно, что случаи физической угрозы вызывают физиологическую реакцию (например, повышение уровня кортизола) для мобилизации энергии и ресурсов. Однако также было показано, что социально опасные ситуации - как, например, выступление перед строгой или враждебной аудиторией - могут привести к таким же физиологическим реакциям, тоже к повышению уровня кортизола. В то время как кажется логичной мобилизация энергии при физически опасной ситуации, неясно, зачем она нужна организму при возможности негативной оценки или непринятия другими лицами. Тем не менее если угроза социального отвержения интерпретируется мозгом таким же образом, что и угроза физического повреждения, физиологический стресс может запускаться в обеих ситуациях.
Один из выводов описанных открытий: отлучение или расставание может так же подрывать организм, как и физическая боль. Даже если мы относимся к телесной боли серьезнее и считаем ее более обоснованным поводом для беспокойства, боль от социальной утраты может быть столь же тяжелой, что доказывает активация нервной системы.
Можно задаться вопросом, за что людям приходится нести эту тяжелую ношу - социально-физическую боль? Хоть и болезненные, мучение и душевная боль из-за разрушенных социальных отношений выполняют ценную функцию, а именно обеспечивают поддержание тесных социальных связей. Так как отверженность причиняет боль, люди замотивированы избегать ситуаций, в которых возможно отторжение. В течение эволюционной истории поддержание социальных связей увеличивало шансы человека на жизнь и репродуцирование. Опыт социальной боли, хотя временно болезненный, - это эволюционная адаптация, которая способствует социальному объединению и, следовательно, выживанию.