Open Library - открытая библиотека учебной информации. Ощущение и восприятие в профессиональной деятельности юриста

Процесс познания окружающего мира осуществляется на 2-х уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятие и представления и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Они считаются самыми простыми из всех психических явлений.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды. С одной стороны ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Для возникновения ощущения необходимо воздействие раздражителя на органы чувств. В качестве раздражителя выступают материальные агенты различной природы (физические, химические). Процесс раздражения заключается в появлении в нервных тканях потенциала действия и проникновение его к чувствительному нервному волокну. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Специализированная часть анализатора, посредством которой определенный вид энергии трансформируется в процесс нервного возбуждения, называется рецептором. То есть рецепторы преобразуют определенный вид энергии в нервный процесс. Информация поступает в анализатор. Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

Рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

Проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

Корковых проекционных зон головного мозга.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.

Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность – это способность нервной системы реагировать на сравнительно слабые раздражители: очень индивидуальна, может изменяться в зависимости от ряда факторов – характера деятельности, возраста, состояния организма.

Чувствительность измеряется порогами . Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот, низкой чувствительности – высокие. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Абсолютная чувствительность характеризуется двумя порогами – нижним и верхним . Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает болевое ощущение. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога меняется с возрастом. Человек среднего возраста слышит, например, 20 000 колебаний в 1сек. У стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет 15 000 колебаний в 1 секунду. (Специфическая физическая единица оценки звука – частота колебания воздуха в сек. – герц., чем выше колебания воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки в диапазоне от 16 до 20 000Гц).

Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог) , определяемый минимальной величиной различе­ния силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.
У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разност­ный), как уже отмечалось, индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоя­тельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрас­том, достигая максимума к 20-30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркоти­ческих или подобных им фармакологических веществ), которые повы­шают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.
Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. До­статочно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувстви­тельностью ответит на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу.
Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искаже­ния могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг воз­буждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинатор­ные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированны­ми ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что пер­воначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем транс­формируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие лож­ные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начи­нают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (суду) в подобных случаях приходится прилагать значи­тельные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует ис­тине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.
На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект , т.е. тот фоновый шум, ко­торый периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сен­сорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорно­го эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих не­большую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсор­ное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигна­ла. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределен­ности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных ре­шений, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек - ма­шина», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуата­цией различных технических устройств, транспортных средств.
Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздра­жителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у чело­века, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.
В некоторых случаях в результате адаптации может наступать при­тупление ощущений под воздействием сильного раздражителя, напри­мер временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют не­гативными, так как приводят к снижению чувствительности анализато­ров. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темно­те, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водите­лей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудша­ется локализация движущихся объектов. Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с не­которым запозданием, что иногда способствует возникновению аварий­ных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением 1 .
Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный ха­рактер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражители (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувствительность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повы­шается, а под действием сильных - снижается.
Данную закономерность необходимо учитывать в следственной (су­дебной) практике при оценке свидетельских показаний, когда, к приме­ру, субъект, стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же деле с учетом продолжительности его пре­бывания в условиях относительной темноты и появления у него темно-вой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3-5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20-30 мин он уже до­статочно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин в 200 тысяч раз.
Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько мед­леннее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.
Взаимодействие ощущений . В повседневной жизни на наши рецепторы воздействует масса раздражителей, под влиянием которых мы постоянно испытываем различные ощущения. В результате взаимодей­ствия разных ощущений чувствительность анализаторов изменяется: либо возрастает, либо снижается. Этот механизм взаимодействия ощу­щений может влиять на полноту и объективность свидетельских пока­заний, на качество следственного эксперимента. Например, в условиях воздействия очень сильного шума авиационного мотора световая чувст­вительность сумеречного зрения может падать до 20% своего прежнего уровня 2 . Также значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Пос­леднее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места проис­шествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях приходится прилагать дополнитель­ные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, | чаще делать перерывы.
Общая закономерность подобных явлений состоит в том, что слак бые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствиг тельность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а силь­ные - понижают ее. Это явление называется сенсибилизацией.
Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения иной модальности, характерные для другого раздражителя, не воздействующего в данный момент на анализатор. Данное явление получило название синестезия . Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощуще­ния и т.д.

Прежде чем приступать к изложению вопросов выбранной темы, необходимо в охарактеризовать особенности протекания одного из ключевых для понимания психофизиологии профессиональной деятельности психических процессов - восприятия.

В основе протекания любого поведенческого акта, реализации трудовой деятельности лежат психические процессы, состояния и свойства (рисунок 1).

Рисунок 1 - Система психических явлений

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, характеризующие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Восприятие относится к элементарным психическим (когнитивным) процессам, «отвечающим» за поступление к человеку информации.

Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности в ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременно отвлечение от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств. В результате восприятия формируется целостная картина (психический образ) окружающей действительности.

Образ - субъективное отражение объективной реальности. Восприятием называют образы, рожденные непосредственным воздействием объекта, ибо образы, возникающие у человека без объекта, непосредственно воздействующего в настоящий момент, относят к другим когнитивным процессам (это могут быть, например, представления). Эти когнитивные процессы, являясь элементарными, первичными актами профессиональной деятельности человека, обеспечивают получение информации обо всем происходящем. Они - основа организации профессиональной деятельности и поведения в целом.

Функциональной основой восприятия является работа анализаторных систем человека. Анализатором называется анатомо-физиологическое образование, состоящее из рецептора , проводящих путей (эфферентных и афферентных, т.е. идущих от периферии к центральной нервной системе и обратно), центрального звена (коркового отдела анализатора).

Рецептор - это периферическое образование, предназначенное для преобразования физической энергии внешнего стимула в энергию нервного импульса. Например, кванты света, попадая на клетку сетчатки глаза (палочку или колбочку), приводят к разложению ретинола (зрительного пигмента), что, в свою очередь, вызывает формирование импульса, идущего по зрительному нерву через таламус к затылочным долям коры головного мозга (корковый отдел анализатора). Или волновые колебания звуковой волны приводит к колебаниям волосков Кортиева органа (рецептора слухового анализатора), что, в свою очередь, вызывает возникновение слуховых ощущений. Далее по нервным волокнам возбуждение передается (через подкорковые образования) в корковое представительство слухового анализатора (височные доли). По эфферентным волокнам, в свою очередь, на периферию передаются импульсы, регулирующие работу самих рецепторов.

Различают виды восприятия:

1) Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.

2) Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).

3) Восприятие времени - восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).

В современной психологии различают несколько систем восприятия информации (или «модальностей»): зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др.

В зависимости от того, какой орган чувств при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное восприятие.

Условия восприятия:

1. В функционировании системы восприятия огромное значение имеет движение. Так, глаз, осматривающий предмет, совершает своего рода «ощупывание» предмета посредством перевода взора от точки к точке, от детали к детали. Узнавание предмета «на ощупь» также предполагает именно движение руки по предмету, а не только прикосновение к нему.

2. Восприятие, если можно так сказать, направляется вниманием, то есть достаточно точно, осмысленно воспринимается объект (явление), к которому приковано наше внимание. Поэтому современные теории организации восприятия трактуют его в рамках единого перцептивного процесса, неразрывно связанного со вниманием.

Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта (особенностей мотивации, прошлого опыта, индивидуально-психологических свойств и др.). Например, человеку, впервые попавшему на концерт классической музыки, будет труднее оценить по достоинству виртуозность исполнения симфонии, чем выпускнику консерватории.

Таким образом, закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, носит название апперцепция.

Восприятие характеризуется следующими свойствами: предметностью, целостностью, осмысленностью, константностью, структурированностью, избирательностью (таблица 1).

Таблица 1 - Основные свойства восприятия

Свойство

Определение

Предметность

Психические образы воспринимаемых предметов и явлений человеком осознаются именно как предметы, вынесенные за пределы его самого за счет процесса объективации, т.е. отнесения сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Восприятие формирует некий образ в мозге человека, тогда как этот образ является характеристикой объективного мира, находящегося за пределами субъекта

Целостность

Единство характеристик воспринятого объекта в совокупности его качеств

Структурность

Узнавание объектов и явлений опирается на устойчивую структуру их признаков

Избирательность

Из огромного количества предметов и явлений, окружающих человека, он выделяет лишь некоторые из них. Это обусловлено его направленностью, потребностью, интересами, индивидуально-психологическими особенностями

Константность

Константность - способность системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия. Условия восприятия объектов окружающего мира (освещенность, ракурс наблюдения, удаленность, параметры атмосферы) все время меняются. То есть, строго говоря, например, при зрительном восприятии одного и того же предмета мы не получаем совершенно идентичных проекций этого предмета на сетчатку. Тем не менее мы узнаем этот предмет именно за счет константности восприятия, которая обеспечивается активными действиями перцептивной системы

Осмысленность

Свойство причислять любой воспринимаемый объект к какому-либо классу объектов. В этом проявляется теснейшая связь восприятия с другими познавательными процессами - мышлением, памятью и др. Воспринимаемый объект классифицируется, т.е. относится к какой-либо группе, классу, называется, т.е. ему придается некое значение. Для этого процесс восприятия развертывается во времени, т. е. при этом выдвигаются гипотезы, проверяются, для чего собирается соответствующая информация

Раскроем свойства восприятия относительно профессиональной деятельности:

1. Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета. Как правило, вначале воспринимается целое, а затем уже детали.

Некоторые работники, особенно обладающие торопливым умом, имеют тенденцию, ухватив суть того, что хотели услышать, сделать выводы, причем, как правило, неверные. Впоследствии они будут утверждать, что именно так им и сказали делать. Если невозможно охватить объект или явление полностью, во всех его особенностях, то человек домысливает недостающие детали по своему разумению.

2. Константность -- окружающие объекты воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы.

Мы отвлекаемся от помех, сосредоточиваясь на главном, не замечая мелких изменений, которые впоследствии могут накопиться и, проявившись, привести нас в состояние шока. Например, директор может обнаружить, что его заместитель как профессионал его давно перерос. Эта тенденция к стабилизации образа может также привести к тому, что руководитель не замечает наличия конфликтной ситуации в коллективе, пока не возник соответствующий инцидент.

3. Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений.

Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру: слова и фразы вместо отдельных звуков, жестикуляцию вместо отдельных движений человека, передвижение объектов вместо отдельных картинок. Плохую службу может сыграть с руководителем структурность как стремление видеть коллектив цеха, не замечая отдельных людей.

4. Осмысленность - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Понимая, мы называем предметы и определяем значимость их для нас. Каждый предмет относится к соответствующей категории предметов, имеющих свои свойства и выполняющих определенные функции. Если мы, осмысливая какой-либо объект, ошиблись в чем-то основном, то можем неправильно интерпретировать и детали. На основании оговорки возможно сделать далеко идущие выводы. Например, рабочий оговорился и назвал руководителя вместо Николая Николаевича Николаем Владимировичем. Начальник может это расценить как неуважение к нему и приписать работнику цель сменить работу.

5. Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. То, что при восприятии находится в центре внимания человека, называется объектом (фигурой) восприятия, все остальное - фоном. Так, для того, кто аккуратно посещает занятия в отделе технического обучения с целью получения высшего разряда, доказательства, формулы, выводы преподавателя будут объектом, а приводимые им иллюстрации - фоном восприятия. Объект содержательнее, богаче, чем фон. Он лучше усваивается и запоминается. Человек мыслит об объекте, но не о фоне. Но объект может перейти в фон, а фон обычно стремится стать объектом восприятия.

Вот почему на собрании, инструктаже, серьезной беседе с подчиненными следует очень осторожно приводить яркие примеры, рассказывать об интересных случаях, фактах. Чтобы они оставались фоном, на них не следует задерживать внимание, а говорить о них быстрее и тише. А объект восприятия необходимо выделять интонацией, неоднократным повторением, постановкой вопросов и диалогом с подчиненными.

Способность к восприятию активно развивается в профессии . Так, в Древнем Риме, в мозаичной мастерской, мастера могли различать более 20 тысяч оттенков цветов. Современные специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета, хотя для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми.

Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяет ее температуру и количество примесей.

Летчики и автотехники по звуку определяют частоту вращения двигателя. Самые опытные из них свободно отличают 1300 оборотов в минуту от 1340, вто время как нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Поэтому в организации деятельности различных профессиональных групп важно учитывать психофизиологические закономерности восприятия. Например, в операторском труде атомных станций, энергосистем, летчиков - это находит выражение в строгом учете характеристик восприятия при проектировании рабочего места. Шкалы приборов должны быть хорошо различимы и читаемы, звуковые команды - четко и быстро восприниматься. Для учета требований восприятия разработаны соответствующие Государственные стандарты.

Следует отметить также, что восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные ошибки (иллюзии). Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. п. Например, когда новичок-водитель обгоняет на большой скорости идущую впереди машину, ему кажется, что осевая линия намного ближе, чем на самом деле. Только 35 % водителей относительно правильно определяют скорость движения автомобиля. Остальные, ошибаясь, нередко создают аварийную обстановку на дороге. Ночью гладкая асфальтовая дорога видна намного хуже, чем шероховатая, которая отражает свет по всем направлениям. При определенном угле освещения сухой асфальт кажется мокрым. После длинного пологого спуска последующий подъем кажется круче, чем на самом деле. А после пологого подъема круче кажется последующий спуск. Когда головные фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, кажется, что машина идет под уклон и наоборот. Если навстречу идет автобус с двухъярусными габаритными огнями, очень сильна иллюзия, что навстречу идут две машины и дорога идет вверх.

В качестве примера, в рассмотрим влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у пограничников.

Основные вопросы темы

1. Роль и значение в профессиональной деятельности юриста процессов ощущения и восприятия.

2. Память, мышление, воображение. Учет их закономерностей в производстве уголовного и гражданского процессов.

3. Эмоции, чувства, психические состояния (аффект, тревога, страх, стресс и т.д.). Учет и их правовая оценка в уголовном и гражданском процессах.

1. С помощью процессов ощущения и восприятия человек принимает сигналы окружающей его действительности, отражает свойства, ощущает состояние собственного организма.

Ощущения всегда эмоционально окрашены и в них проявляются познавательные, регулятивные функции психики. По классификации их достаточно много: отражающие внешнюю среду, внутреннюю среду организма, кинестетические и др. Обычно возникает целая гамма ощущений, т.е. идет воздействие на многие анализаторы.

Юристу-практику необходимо всегда адекватно оценивать показания свидетелей, своих подзащитных и других участников гражданского (уголовного) процесса и для этого надо знать основные закономерности и свойства ощущений. К ним относятся: чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) и его характеристики – нижний порог и верхний порог чувствительности, а также разностный порог (минимальная величина различения силы двух раздражителей).

Юристу необходимо учитывать что:

· пороги чувствительности у людей индивидуальны;

· отклонения чувствительности от обычной нормы происходят вследствие ряда факторов – воздействие возрастных, психических раздражителей (шум, свет, болезни, наркотики, алкоголь), и это надо учитывать при работе с клиентами, свидетелями, во время психолого -следственных экспериментов;

· при анализе свидетельских показаний, основанных на ощущениях, необходимо различать истину и заблуждение.

Важное свойство ощущения – адаптация . В результате адаптации ощущение или исчезает (к запаху, к шуму), или притупляется временно (световая адаптация). Это негативная адаптация. Позитивная адаптация – это когда слабый раздражитель воздействует длительно и человек способен улавливать слабейшие сигналы.

Ощущение обладает свойством сенсибилизации . Слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные раздражители пони-жают ее.

Еще одно свойство – синестезия . Это означает, что, например, под воздействием звуковых раздражителей могут возникнуть зрительные образы и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности. В профессиональной деятельности юриста наиболее важными являются зрительные, слуховые ощущения, обоняние. Работники юстиции должны уметь управлять своими ощущениями – стимулировать положительные ощущения.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений, когда в сознании человека возникает целостный образ. Именно знание законов восприятия помогает юристу в его практической работе гораздо лучше понимать механизм формирования показаний свидетеля, оценивать объективность притязаний клиента (в адвокатуре), выявлять в ходе ведения дела психологические ошибки суда, следователей и, соответственно, давать профессиональные рекомендации. Юристу самому необходимо вырабатывать в себе наблюдательность, являющуюся производной от восприятия.

К свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность. Для юриста главное – знать и помнить, что восприятие осуществляется не путем копирования или точного измерения объекта, а уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки объекта (человек, предметы доказательства и т.д.), а лишь те, на которые пал выбор. И именно в этом случае выбранные элементы, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными (например, те признаки, на основании которых можно доказать невиновность клиента). Кроме того, надо иметь в виду, что человек при недостатке информации стремится восполнить недостающие элементы восприятия объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Необходимо всегда выяснять у клиентов, на чем основаны их утверждения.

Осмысленность восприятия подразумевает процесс изучения объекта, его сущности, переход образа восприятия в продукт мышления. В данном случае юристу необходимо иметь в виду, что человек (и часто) видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В первую очередь это касается самого юриста при ведении различных дел.

Особое место среди свойств восприятия занимает апперцепция. Это зависимость восприятия от факторов психической жизни человека – его опыта, интересов и т.д. Другими словами, в течение жизни у человека накапливается банк гипотез в процессе восприятия, и они-то и позволяют реагировать на действия всевозможных раздражителей путем выбора из банка той гипотезы, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула (раздражителя). Юристу-практику необходимо учитывать, что контакт с новым объектом (число свидетелей, выбор нужной реакции на показания и т.д.) требует двух-трех этапов решения определенной юридической задачи.

К прочим свойствам восприятия относятся: константность, иллюзорность (искажения), изменение в пространстве и времени. Все эти свойства восприятия проявляются достаточно часто при рассмотрении психологических особенностей проведения правовых (судебных, защитных и т.д.) действий.

2. Память – сложное психическое явление, которое состоит в способности человека сохранять в сознании и воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Память связана с восприятием и другими формами сознания личности. И именно она играет важнейшую роль в развитии самосознания человека, а правосознание личности – необходимая составная часть полноценной личности.

В профессиональной деятельности юриста память выполняет достаточно широкие функции. Она должна отличаться большим объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения различных деталей правопрводства и достаточной мобилизационной готовностью припомнить необходимые сведения, причем в нужный момент.

Юрист-практик должен и обязан уметь извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, клиентов необходимую информацию, и, естественно, он должен обладать и пользоваться знаниями о закономерностях запоминания , сохранения и воспроизведения. И это качество является очень важным в деятельности следователя, судьи, адвоката. Существуют следующие виды памяти:

· образная (самый активный вид памяти свидетелей, клиентов и т.д.);

· двигательная (память очередности действий свидетелей и т.д.);

· эмоциональная;

· вербально логическая – это ведущий тип памяти, основанный на наших мыслях, выраженных в словесной форме;

· непроизвольная;

· произвольная (этот вид памяти самый продуктивный, так как он опосредован целями и задачами запечатлеть, сохранить факты);

· кратковременная, долговременная, оперативная.

Юристу в своей профессиональной деятельности необходимо обращать внимание на следующие закономерности памяти, которые в свою очередь складываются из процессов запоминания, воспроизведения, забывания:

· для адвокатской (следственной) практики интерес представляет запоминание в виде наглядных (эйдетических) образов, т.е. человек отлично и непроизвольно запоминает объект и затем подробно его воспроизводит;

· необходимо учитывать «эффект Зейгарник» – незавершенные, прерванные действия запоминаются в два раза чаще, чем законченные (случаи со свидетелями, объективная оценка их показаний и т.д.);

· учитывать особенности воспроизведения – реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых связей (повторные правовые опросы и т.д.);

· учитывать процессы забывания у людей с определенными нарушениями психической деятельности;

· использовать приемы активизации памяти участников гражданского (уголовного) процесса.

Среди познавательных процессов высшим и наиболее сложным является уровень логического познания (мышление), влияющий на формирование личности. С точки зрения психологии мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. В мысли, понятии отражаются не только форма, но и сущность объектов, их внутренние связи и закономерности развития.

В юридической практике приходится решать, практически всегда, нестандартные задачи, которые допускают различные варианты и выбор оптимального пути достижения цели. И именно этот фактор побуждает юриста к активной мыслительной деятельности, носящей чисто социальный характер.

Юрист-практик должен в полном объеме представлять и использовать в работе различные виды мышления. Эти виды включают в себя: наглядное, практическое и вербально логическое (дискурсивное) мышления. Предметное мышление юриста основано на навыках, опыте (социальном и профессиональном). В процессе дискурсивного мышления формируются понятия, делаются выводы, решаются сложные теоретические задачи. Это основное средство познавательной деятельности юриста. Оно всегда облечено в языковую форму. Вот почему юрист-практик, и особенно адвокат, должен следить, как и о чем говорит участник гражданского (уголовного) процесса, составлять соответствующее мнение о характере его мыслительной деятельности, оценивать уровень его интеллекта. Велика роль дискурсивного мышления в работе адвоката – при доказывании невиновности субъекта, установлении причин противоправных действий и т.д.

Необходимо обратить внимание на то, что юрист в своей практике применяет (это одно из проявлений дискурсивного мышления) рефлексивные рассуждения . Так, адвокат создает динамическую модель поведения подзащитного, имитирует ход мысли и принимает решение. Это позволяет адвокату правильно принимать свои решения и влиять на решения подзащитного. Юрист-практик значительно сокращает путь к истине, если избегает механического перебора всех возможных вариантов.

Чтобы рациональнее решить стоящие перед юристом задачи, ему необходимо последовательно пройти ряд этапов:

· подготовительный: осознание цели деятельности, формулировка вопросов, которые надо решить;

· ориентирование в условиях задачи: ознакомление с материалами дела , исходными данными и т.д. Выдвижение версий;

· определение путей, средств и методов решения задачи;

· решение задачи. Применительно к различным юридическим ситуациям адвокат (следователь) использует те или иные тактические комби- нации в виде определенной совокупности следственно-опосредо-ванных действий;

· сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи.

Мышление юриста-профессионала характеризуется следующими качествами: познавательной активностью, широтой и глубиной, прогностичностью, гибкостью и самостоятельностью мышления.

Воображение занимает промежуточное положение между памятью и мышлением. Оно необходимо в проблемной юридической ситуации. С помощью воображения, компенсирующего недостаток фактографического материала, адвокату (следователю) удается активизировать мышление, найти правильное решение, прогнозировать конечные результаты. В право-применительной деятельности других субъектов юридического процесса – свидетелей, подзащитных и т.д., чаще проявляется активное, воссоздающее воображение.

Необходимо отметить, что положительное влияние на развитие и плодотворность воображения юриста-практика оказывают приобретенные знания, опыт, чтение художественной литературы и т.д.

3. В профессиональной деятельности юриста, безусловно, требуется понимание особого класса психических явлений, включающих в себя: эмоции, чувства, тревогу, страх, стресс, фрустрацию, аффект. Юрист должен грамотно оценить эти явления, когда необходимо изучить поведение субъекта различных правоотношений: при разрешении гражданско-правовых споров, в практике борьбы с противоправными действиями, когда необходимо назначить наказание, а также при изучении мотивов, которые объясняют, почему человек совершил противозаконное действие.

К простейшим проявлениям психики относятся эмоции и чувства.

Эмоции – это кратковременные переживания человека, которые выражают его отношение к происходящему.

В юридической практике необходимо учитывать следующее:

· выход эмоций из-под контроля оказывает сильное воздействие на поведение человека, настроение, мышление;

· эмоции могут переходить в чувство враждебности, которое лежит в основе противоправного поведения;

· в ситуациях, имеющих неопределенный характер, субъект испытывает амбивалентные эмоциональные состояния (повышенная тревога, напряженность и т.д.).

Самому юристу-практику также необходимо владеть языком эмоций и чувств. Это способствует распознаванию эмоциональных состояний клиента и выразительности форм реагирования на происходящее в процессе коммуникаций.

Кратко рассмотрим состояния эмоциональной напряженности, которые активно влияют на поведение лиц, участвующих в системе «человек–право»: тревога, страх, стресс и его разновидности – фрустрация, аффект, страдание. Состояние тревоги возникает в результате предчувствия или неопределенной, необратимо приближающейся опасности.

Юристу необходимо принимать во внимание огромную роль субъективного фактора, влияющего на состояние тревожности и, соответственно, на поведение человека – участника процесса. Кроме того, тревога может быть сильным фактором в жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной человеком. Тревога может привести к патологическим нарушениям психики (психическому расстройству). Юристу необходимо учитывать эти факторы при оценке психического состояния виновного, подзащитного, свидетеля и т.д. Например, это касается разрешения гражданско-правовых споров, связанных с компенсацией морального вреда субъекту, перенесшему нравственные и физические страдания (см. ст. 151, 1101 ГК РФ). В судопроизводстве оценка тревожности того или иного участника процесса проводится с учетом личности субъекта, его социального статуса, самооценки и т.д. Юрист должен учитывать, что есть фактор личностнойтревожности, носящей константный характер, и фактор ситуативной тревожности (временное состояние психики).

Страх является эмоциональной реакцией на конкретную, объективно существующую угрозу. Страх – это проявление инстинкта самосохранения.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Основными причинами появления страха являются: ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности, непреодолимой
опасности для себя и своих близких.

Особой разновидностью страха являются фобии – навязчивость, неадекватные переживания, которые имеют в своей основе боязнь конкретного содержания (открытого, закрытого пространства, высоты, животных и т.д.).

Юристу-практику надо иметь в виду, что субъект (подзащитный, гражданский истец и т.д.) действительно пережил состояние страха, если в ходе рассмотрения уголовных дел установлено, что преступление сопровождалось угрозами, запугиванием. При разрешении гражданско-правовых споров признаются недействительными различные сделки, совершенные под влиянием угроз.

Появление страха, безусловно, связано с детерминантами, т.е. своего рода «природными стимулами», которые унаследованы или приобретены на жизненном пути. При оценке различных действий субъекта в системе «человек –право» юристу необходимо знать последствия переживания страха:

· снижение остроты восприятия;

· нарушение мышления;

· искажение оценки расстояния между предметами;

· фрагментарность воспоминаний;

· суженность сознания (растерянность, непонимание происходящего).

Знание следующих факторов имеет большое значение при расследовании противоправных действий:

· внезапно возникшее сильное душевное потрясение;

· временное особое психическое состояние как обстоятельство, смягчающее наказание;

· превышение пределов необходимой обороны;

· экстремальные случаи на производстве (диспетчер на железной дороге, оператор в воинской части и т.д.).

Стресс – это состояние психической напряженности, которое обусловлено приспособлением психики человека, его организма к сложным, изменяющимся условиям жизнедеятельности. Такими условиями (в юридической практике) могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура ведения дела, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля , подзащитного, но часто и у следователя, адвоката, судьи.

Особенность стресса заключается в его противоречивости: он оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человека:

· положительный (мобилизующий) эффект стресса имеет известные пределы, стимулируя бóльшую эффективность жизнедеятельности субъекта;

· длительное нахождение под стрессом приводит к срыву деятельности организма, т.е. оказывает деструктивное воздействие на психику (гнев, ярость, страдания, депрессия).

Юрист должен понимать причины возникновения стресса и учитывать его влияние при рассмотрении дел (гражданских и уголовных):

· стресс часто связан с решением очень трудных и важных для субъекта задач;

· стресс нередко проявляется физически (в виде шума, зрительного воздействия, одиночества, конфликта и т.д.);

· переживание стресса связано с психофизиологическими особенностями человека (запас устойчивости к стрессу – уровень толерантности).

Юристу необходимо руководствоваться при установлении факта стресса следующим:

· у субъекта в стрессовом состоянии заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора и наблюдается тенденция к завышению этой оценки;

· в гражданско-правовых вопросах (заключение сделок, контрактов, хозяйственных договоров) в стрессовом состоянии субъект допускает так называемые «сделки с пороками воли».

Особо следует подчеркнуть, что в современных условиях большое значение приобретают постстрессовые нарушения психики как следствие пережитого субъектом события, выходящего за пределы обычного опыта жизни (экологические катастрофы, боевые действия, теракты, вооруженные нападения и т.д.). У людей с постстрессовыми расстройствами обнаруживаются признаки социальной дезадаптации (обособленность, неадекватная реакция на окружающее: шутка воспринимается как оскорбление, повышенная конфликтность). Именно в этих особенностях постстрессового состояния следует искать объяснение противоправных поступков в форме конфликтов. Учитывая сильное воздействие стрессогенных факторов на психику человека, законодатель оставил возможность судам с учетом обстоятельства дела, личности подзащитного смягчать меру наказания.

Фрустрацию называют стрессом рухнувшей надежды . Она выражается в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к поставленной цели.

Необходимо четко различать конструктивное и деструктивное воздействие фрустрации на человека. Признаки конструктивной фрустрации:

· зависимость сложности поставленной задачи от большой интенсификации усилий;

· замена средств достижения цели, пересмотр предыдущих действий;

· замена цели (в состоянии фрустрации субъект идет на поиск альтер-нативной цели, что возможно путем достижения компромисса).

Признаки деструктивной фрустрации:

· низкий порог толерантности к фрустрации;

· нарушение тонкой координации усилий, направленных на достижение цели;

· ограниченность, не позволяющая субъекту видеть альтернативные пути достижения цели или другую подходящую цель;

· эмоциональное возбуждение.

Эмоциональная реакция при фрустрации:

· агрессивность по отношению к совершенно посторонним предметам;

· депрессия.

Юристу-практику следует помнить, что реакции агрессивного характера чаще всего наблюдаются у людей несдержанных, грубых, склонных к психопатии. Он должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости, так как работа адвоката, следователя, судьи сопровождается большими нервно-психическими перегрузками, связанными с принятием решений . Знание психологических мотивов возникновения фрустрации помогает юристу понять побудительные причины противоправных действий против личности. Фрустрация может привести к эмоциональным срывам, одной из форм которых является аффект.

Аффект : на это эмоциональное состояние давно обращают внимание юристы. Понятие аффекта зафиксировано в правовых нормах (ст. 107, 113 УК РФ). Аффект – это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, который быстро овладевает субъектом, очень бурно протекает и характеризуется значительными изменениями сознания и снижением контроля над волей. Юристу следует отличать патологический аффект от собственно аффекта (называется «физиологический» аффект ).

Знание определенных признаков аффекта помогает суду, следователю, адвокату путем работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми собрать необходимую информацию и произвести анализ содеянного человеком в состоянии аффекта.

Признаки аффекта:

· внезапность возникновения аффективного возбуждения для самого субъекта;

· интенсивность эмоциональных переживаний (проявляется в зажиме мышечной системы);

· взрывной характер эмоциональной разрядки;

· изменение сознания, его «суженность» и концентрация мышления на аффективных переживаниях, которые идут в ущерб собственным интересам и планам самого субъекта;

· частичная амнезия (забывание) происшедшего;

· внешние признаки (эффектная мимика, прерывистая речь, измененный тембр голоса и т.д.);

· снижение самоконтроля;

· постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, оглушенность , заторможенность.

Для правильного решения вопроса о том, находился ли подзащитный (обвиняемый) в состоянии аффекта, помимо вышеперечисленных признаков юристу необходимо исследовать:

· характер аффектогенной ситуации;

· индивидуально-психологические особенности личности субъекта;

· психофизиологическое состояние субъекта накануне противоправных действий;

· особенности поведения подозреваемого (подзащитного) сразу после свершения действия противоправного характера.

За последние годы накоплен очень большой опыт установления аффекта у субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности. Создана солидная методическая база, разработаны рекомендации для диагностики аффекта. Таким образом, психическая установка сопровождает любую познавательную деятельность человека, в том числе и судебную, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние. Она предшествует решениям, которые принимаются под ее воздействием.

Готовые ПТК МИЭП и ответы на ТЕСТЫ МИЭП можно заказать на сайте

Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений".
Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:
- качество,
- интенсивность,
- продолжительность,
- пространственная локализация,
- абсолютный порог,
- относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.
Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.
Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.
Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:
- сила действующего раздражителя (его физические характеристики),
- функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.
Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.

20.Восприятие: понятие, особенности и виды

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего мира. Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне . Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

б) целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Образ восприятия не механическая сумма частей или элемен­тов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы - вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие ее аккорды и музыкальные тоны.

Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность развилась еще у животных в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и обособленности. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: чтобы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности; таким образом развилась и усовершенствовалась способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.

Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия существенного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, чтобы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, чтобы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношение составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное расхождение в транскрипции. Необходимо лишь, чтобы при всех этих расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы А это будут две соединенные под углом наклонные линии с перекрестом посередине (рис.1).

в) подвижность, отсутствие длительной фиксации определенных частей, невозможность на сколько-нибудь длительное время сохранить постоянство образа, который все время находится в движении, изменении. Поскольку процесс восприятия всегда совершается во времени, образ воспринимаемого предмета отличается подвижностью, изменчивостью; это не застывшее, статическое изображение, но всегда меняющееся в своих характерных чертах. Например, при восприятии дерева в сознании человека в каждый данный момент отражается преимущественно то та, то другая часть предмета: сейчас в восприятии дерева наиболее отчетливо выступает его своеобразный ствол; через секунду в том же образе дерева более ярко отразится его крона;

г) константность. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенным постоянством (константностью), несмотря на значительную вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, лист писчей бумаги мы воспринимаем всегда как белый, хотя его окраска может принимать различные оттенки в связи с изменением условий освещения. Стол воспринимается нами обязательно как имеющий квадратную или прямоугольную верхнюю часть, хотя в данный момент мы можем видеть его под таким углом зрения, когда его верхняя поверхность от нас скрыта и т.д.;

д) осмысленность. Образы восприятия всегда имеют четко выраженное определенное смысловое значение («я вижу дерево, море, человека» и т. д.). Мы всегда относим наблюдаемый предмет или явление к определенной группе или классу предметов, а не отображаем их в своем восприятии как нечто изолированное, не имеющее отношения к другим явлениям. Осмысленность восприятия достигается прежде всего тем, что конкретный образ воспринимаемого явления мы тотчас же обозначаем словами (чаще всего с помощью внутренней речи). Благодаря этому (поскольку слово всегда обобщает) мы видим в воспринимаемом предмете не изолированный объект, а всегда представителя определенного вида или класса явлений.

Процесс восприятия отличается большой сложностью. В него входят:

1. Различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс. Без ощущений не может быть вос­приятия. Однако восприятие нельзя рассматривать как простую сумму ощущений. Последние участвуют в процессе восприятия в связанном или взаимообусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связаны и обусловлены.

2.Представления, сохранившиеся от прежнего опыта . Мы видели много предметов, подобных тому, который сейчас воспринимаем, видели их в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии - соответствующие представления, всплывая в памяти, включаются в процесс непосредственного восприятия данного предмета. В связи с этим образ воспринимаемого предмета становится гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на органы чувств. Зрительно мы ви­дим только белизну снега, устилающего поле. Но к этому зрительному восприятию присоединяются всплывшие в памяти представления о его температуре, плотности и пластичности, т. е. представления о тех особенностях снега, которые в данный момент не ощущаются, но которые ощущались раньше, когда мы брали снег в руки, сжимали его в комок и т. д.

3. Узнавание предметов и явлений. Характерной особенностью узнавания является отнесение воспринимаемого предмета к уже известному классу явлений. При взгляде на стадион мы отмечаем не только специфические особенности данного стадиона, но узнаем это сооружение именно как стадион, а не как театр, отмечая в своем восприятии те общие признаки, которые присущи всем стадионам.

Узнавание основывается на образовавшихся и закрепленных в процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. В зависимости от характера и степени закрепленности этих связей различают общее и специфическое узнавание.

Общее узнавание основывается на очень отвлеченных и обобщенных связях: большей частью они имеют характер подведения воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто общее узнавание характеризуется неясностью и неопределенностью, принимая форму чувства знакомости.

Специфическое узнавание характеризуется более высокой степенью определенности, оно основано на очень прочных и обширных ассоциациях. Мы, например, не только отнесли в своем восприятии этого спортсмена к числу лыжников, но и узнали его как определенную личность, со всеми его индивидуальными особенностями.

ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перцептивные процессы: ощущения и восприятие, их роль и зна­чение в профессиональной деятельности юриста Память, мышле­ние, воображение Этапы мнемической, мыслительной деятель­ности, способы активизации памяти и мышления участников уго­ловного и гражданского процессов. Роль внимания в работе юриста

Как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности яв­ляется подструктура психических форм отражения, которая включает психические, познавательные процессы, имеющие ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие лич­ностные особенности человека. К ним прежде всего относятся перцеп­тивные процессы: ощущения, восприятие, с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма 1 . Рас­смотрим их более подробно.

Ощущения. Простейшей формой психического отражения являют­ся ощущения. Ощущение - это элементарный психический позна­вательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состо­яния собственного организма человеком.

В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регу-ляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окраше­ны, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связы­вают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития. На­пример, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, ли­шающей субъекта ощущений, его психическая жизнь, сознание сущест­венно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики.

В настоящее время насчитывается большое количество разнообраз­ных ощущений, которые классифицируются следующим образом:

ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя не-

посредственно на анализатор (контактные) или на расстоянии от него (дистантные);

ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интеро-цептивные);

ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептив-ные) и характер его движения (кинестетические).

К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, напри­мер, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обоня­тельные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощу­щений.

Обычно в «чистом» виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений. Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, боле­вые ощущения.



По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувстви­тельности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний сви­детелей о том, что и как они слышали, видели и т.д.

Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участ­ников уголовного, гражданского процесса, необходимо знать об основ­ных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на фор­мирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отне­сти следующие.

Чувствительность анализатора 1 . Это способность психики к от­ражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точ­ностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) определяется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении.

Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, кото­рый характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность.

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувст­вительности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю. Даль­нейшее увеличение силы раздражителя вызывает ощущение боли.

1 Лурия А Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психо­логии М., 1975 С 5

1 Анализатор - это сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей. Анализатор состоит: из рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс; проводящих путей в виде центростремительных и цент­робежных нервов, корковых отделов головного мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов. Подробнее см.: Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. С 121.

Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности ана­лизатора к соответствующему раздражителю.

Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различе­ния силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.

* У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разност­ный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоя­тельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрас­том, достигая максимума к 20-30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркоти­ческих или подобных им фармакологических веществ), которые повы­шают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.

Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. На­пример, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. До­статочно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувстви­тельностью ответит на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу 1 .

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искаже­ния могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг воз­буждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинатор­ные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированны­ми ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что пер­воначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем транс­формируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие лож­ные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начи­нают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (суду) в подобных случаях приходится прилагать значи­тельные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует ис­тине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.

См.: Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965. С. 32.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, ко­торый периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сен­сорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорно­го эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих не­большую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсор­ное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигна­ла. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределен­ности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных ре­шений, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек - ма­шина», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуата­цией различных технических устройств, транспортных средств.

Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздра­жителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у чело­века, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

В некоторых случаях в результате адаптации может наступать при­тупление ощущений под воздействием сильного раздражителя, напри­мер временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют не­гативными, так как приводят к снижению чувствительности анализато­ров. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темно­те, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водите­лей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудша­ется локализация движущихся объектов. Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с не­которым запозданием, что иногда способствует возникновению аварий­ных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением 1 .

Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный ха­рактер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражители (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувстви-