Можно ли не носить крестик верующему. Как правильно носить крестик на шее? Когда его разрешается снимать? Зачем православным крест

Считая себя православным христианином, важно иметь элементарные базовые знания в области христианской культуры, а не идти на поводу у распространенных суеверий. А их, к сожалению, великое множество, даже если речь идет о главной святыне - кресте. Начинаются они с толкования сновидений, в ходе которых происходят какие-либо манипуляции с нательным крестиком, заканчиваются нерешительностью и опасениями, если был найден потерянный кем-то крест. Попытаемся разобраться с вопросом о том, можно ли носить чужой крестик и как церковь рекомендует поступать с таким неожиданным «найденышем».

Значение крестика в православии

На кресте принял Иисус мученическую смерть во имя спасения всякого живущего. Нося на шее распятие Христово, полученное при крещении, верующий человек заявляет о своей причастности к страданиям Господа, его беззаветному подвигу, дарующему надежду на воскрешение. Нательный крестик - это безмолвная молитва, с которой мы обращаемся к Всевышнему о спасении своей души. Верующий человек должен носить крестик всю свою жизнь, ведь он является ярким доказательством самопожертвования во имя любви. До наших дней дошли русские народные пословицы, символизирующие отношение к этой святыне: «Кто с крестом, тот со Христом», «Не мы крест носим, а он нас носит». Распятие повествует о вере в Господа, является обещанием жить согласно его заповедям. Всевышний слышит каждого, кто к нему обращается, и раскрывает ему свои объятья.

Правила ношения

Фигура Спасителя, наложенная на крест, показывает человеческую и божественную ипостаси, торжество победы над смертью. Свою догматическую обоснованность символ получил в 690-х годах в Константинополе. С тех пор нательный крестик является знаком принадлежности к православной христианской вере, немым свидетелем "несказуемого". Существует несколько принципов его ношения:

  • Распятие - это крестик, с одной стороны которого находится изображение Иисуса Христа, с другой - слова «Спаси и Сохрани».
  • Крестик может быть выполнен из любого материала: золота или серебра, дерева или камня, янтаря или жемчуга.
  • Защитное действие крестной силы исходит от правильного, освященного в церкви креста. Он может быть 4-, 6- и 8-конечной формы.
  • Носится распятие постоянно, под одеждой, молитвенной стороной к телу.
  • Отношение к кресту как к украшению или фетишу недопустимо.

Священнослужители о чужих крестиках

Люди часто интересуются тем, можно ли носить чужой крестик. Ответы священников умещаются в несколько слов: «Крест есть крест». Они относятся к кресту как к святыне, благоговейно. Молитва «Да воскреснет Бог» передает отношение верующего человека к распятию как к живому, одухотворенному существу. Церковнослужители не одобряют разного рода суеверия, предсказания, гадания. На вопрос, не передадутся ли с чужим крестиком плохая энергетика и грехи прежнего хозяина, они замечают: «А как насчет добродетели? Она тоже передастся?». Священник посоветует отнестись к найденному кресту с почтением, бережно поднять его и взять себе, подарить тому, кто в нем нуждается или отнести в храм. Но ни в коем случае не перешагивать через него и не оставлять на попирание ногами.

Можно ли носить чужой крестик

Несмотря на то что в народные приметы верить проще, стоит разобраться в нюансах. Можно ли носить найденный крестик, осознанно и воцерковленно? С одной стороны, если «найденыш» придется по душе, не стоит опасаться носить его самому. С другой стороны, есть ли в этом уважительная причина и не преследуется ли какая-то тайная мистическая цель? Крест - это не талисман, поэтому среди них нет сильного или слабого оберега. Связывать с ним свои надежды или, напротив, опасения по меньшей мере наивно. Можно просто отнести распятие в церковь как пожертвование. Но следует помнить, что нет никакой беды в том, чтобы найти крестик, а его ношение не сулит никаких неприятностей.

Крестик как подарок

Лучшим подарком для верующего человека является нательный крест. Поэтому его можно смело дарить: на крестины, именины, день рождения. И новый, и найденный. Главное, чтобы он был освящен в церкви и обрел свою кресную силу. Если информации об освещении нет, лучше сделать это в любом случае. Что, если кто-то из родных людей предлагает для ношения свое распятие - можно ли носить крестик родственника или близкого друга? Да, конечно. Ведь такие подарки не делаются людям, судьба которых безразлична.

Крестик умершего

Существует интересный факт: в Древней Руси усопших людей предавали земле, предварительно сняв с них крест. Русичи рассуждали так: "Зачем святыню в землю?". В наше время крест, наоборот надевают, ведь скорбящие родственники хотят, чтобы их близкий предстал перед Создателем с благоговейной святыней на шее. Меняются времена, а вместе с ними и традиции. Бывает так, что в семье имеется священная реликвия, старинный крест, передающийся из поколения в поколение по женской или мужской линии после смерти его обладателя. Порой возникают страхи и опасения по поводу того, можно ли носить крестик умершего, пускай даже такой ценный. Так же, как и в случае с найденным крестом или подаренным, эти волнения беспочвенны. Люди верующие не склонны доверять предрассудкам и поверьям. Поэтому на вопрос о том, можно ли носить чужой крестик, ответ священника им не нужен. В их светлом Божьем мире нет места темным суевериям.

Потеря крестика

К сожалению, никто не застрахован от неприятной ситуации потери дорогой вещи. Когда речь заходит о нательном распятии или обручальном кольце, переживания усугубляются суеверными страхами. Но сверхъестественного в такой потере нет, как нет и никакого предзнаменования. В народной примете говорится о том, что в такой момент человек находится как бы на перепутье, а Господь дарует ему второй шанс. Можно верить в подобное «чудо перерождения». Но лучше подумать о душе и ее бессмертии, о том, как приблизить ее к Богу. Поскольку крестик сам по себе, без веры ничего не значит, важнее заботиться не о внешних проявлениях, а о том, чтобы нести Христа в своем сердце. Если проанализировать ситуацию, то станет ясно, что в потере может быть виновата цепочка или тесемочка, а уж они никакой символической нагрузки не несут. Поэтому, если случилась такая пропажа, то следует сходить в храм или посетить церковную лавку и приобрести себе новый крест. А на вопрос о том, можно ли носить чужой крестик, если кто-то из знакомых предложит вам его взамен утраченного, ответ однозначно положительный. Спасать и оберегать свою душу можно любым животворящим крестом, кому бы он ранее ни принадлежал.

Крест - это не колдовской амулет или мертвый символ, не талисман или ювелирная безделушка. Важно беспокоиться не о том, можно ли носить чужой крестик и не придется ли вместе с ним нести чей-то "крест". Гораздо существеннее относиться к нему как к живому благодатному оружию, дарованному Господом. Носите крестик на шее, а веру в сердце.

– это понимание его смысла. Он не является ни украшением, ни талисманом, способным защитить от всех несчастий. Такое отношение к священному предмету характерно для язычества, а не для христианства.
Нательный крест – это материальное выражение того «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему. Надевая крест, христианин тем самым обещает жить по заповедям Божьим, чего бы это ни стоило, и стойко переносить все испытания. Тому, кто это осознал, несомненно, нужно носить .

Как нельзя носить нательный крестик

Нательный крест – это признак принадлежности к Церкви. Тот, кто еще не присоединился к ней, т.е. не был крещен, носить нательный крест не должен.

Не следует надевать крестик поверх одежды. По церковной традиции, только священники носят кресты поверх рясы. Если же так поступает мирянин, это похоже на желание выставить свою веру на показ, похвастаться ею. Такое проявление гордыни не подобает христианину.

Нательный крест, как следует из его названия, должен быть на теле, точнее, на груди, ближе к сердцу. Нельзя носить крест в ухе в виде серьги или на . Не стоит подражать и тем людям, которые носят крестик в сумке или в кармане и говорят: «Он же все равно при мне». Такое отношение к нательному кресту граничит с кощунством. Положить крестик в сумку можно лишь на время, если порвалась цепочка.

Каким должен быть православный нательный крестик

Иногда говорят, что четырехконечные кресты носят только католики, но это не так. Православная церковь признает все виды крестов: четырехконечные, восьмиконечные, с изображением распятого Спасителя или без него. Единственное, чего следует избегать православному христианину – это изображение распятия с предельным реализмом (провисающее тело и другие подробности крестных страданий). Это действительно характерно для католицизма.

Материал, из которого крестик изготовлен, может быть любым. Нужно только учитывать особенности конкретного человека – например, есть люди, у которых на теле темнеет, такому человеку серебряный крестик ни к чему.

Никому не запрещается носить крест большого размера или инкрустированный драгоценными камнями, но следует задуматься: совместима ли с христианской верой такая демонстрация роскоши?

Крестик должен быть освящен. Если он куплен в церковной , беспокоиться об этом не стоит, там крестики продают уже освященными. Крестик, купленный в ювелирном магазине, нужно освятить в храме, это займет несколько минут. Освящают крест один раз, но если точно неизвестно, освящен он или нет, это нужно сделать.

Нет ничего зазорного в ношении креста, принадлежавшего умершего человеку. Внук вполне может получить при крещении крестик умершего деда, и не надо бояться, что он «унаследует» судьбу родственника. Представление о неотвратимой судьбе вообще несовместимо с христианской верой.

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.

В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Иерей Андрей Чиженко

Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий , на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его и верности Христу, принадлежности к Православной , служащий средством для защиты.

Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения воспевает древо Креста Господня многими похвалами: « – хранитель всея вселенной, красота , царей держава, верных утверждение, слава и язва».

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного . Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по , и именно эта дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?

Можно ли носить два креста?

Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.

Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… () .

Православный крест - это символ победы над грехом, смертью и дьяволом. На кресте пострадал и умер Господь Иисус Христос за всех людей. Крест Христа проложил прямую дорогу для каждого человека с Земли на Небо. Именно поэтому так важно носить крест православному христианину. Носить кресты нужно правильно и с благоговением.

Иногда можно увидеть, что люди вместо крестика носят на груди разные иконки, ладанки, христианские символы. Следует отметить, что такое ношение христианских православных символов никак не может собой заменить крест. Следует осознать, что в первую очередь мы должны одеть и носить православный крест, а уже потом можно надевать различные иконки, или христианские символы.

Ношение нательного креста должно происходить в духе православной традиции. Первый раз христианин надевает на себя крест во время Таинства Крещения. Символическое надевания креста имеет глубокий духовный смысл и таинственное мистическое воздействие на человека.

С богословской точки зрения одевание креста означает, что человек отрекается от дьявола и принимает на себя крест Господень. Отныне крещеная личность обновлена крестом Христовым и имеет все возможности для духовного роста. Также это действие означает, что человек во время своей жизни будет нести не легкий христианский крест. Здесь понимаются различные духовные подвиги, а также борьба с грехом и искушениями.

Невидимо при Крещении личность духовно обновляется. Надевая на себя крест она полностью меняется. С ее естества смывается первородный грех Адама, который не дает возможности войти в Божьи Обители. Первородный грех - это «сгусток греха», который передается по наследству. Именно это негативное явление «сжигается» благодатью Божьей во время совершения Таинства. Вместе с тем в человеческую душу Дух Святой закладывает зерно благодати Божией. Цель человека развивать в себе эту благодать. И правильное ношение креста, показывает, что мы готовы к духовному развитию и борьбе со злом.

Как правильно носить крест?

Православный крестик следует носить на груди под одеждой. Когда человек надевает крестик на шею, то он делает это или ради моды или из-за ощущения тщеславия. На груди крест носится потому, что символически это означает, что крест Иисуса Христа в нашей душе и сердце. Также следует тщательно посмотреть, чтобы крест действительно был православным.

Случается так, что иногда по разным причинам человек теряет крестик. Например, крест может потеряться из-за того, что порвалась ниточка или цепочка. В таком случае следует купить новый крестик и обязательно освятить в церкви перед ношением.

Как носить крестик младенцу

Правила ношения креста для младенца такие же, как и для взрослых. Правда ответственность за благоговейное ношение несут родители, так как младенец еще не в состоянии полноценно осознать всю ответственность. Здесь следует отметить, что есть люди, которые говорят, что личность должна достичь совершеннолетия и уже сама решать носить ей крестик или нет. Это вовсе не правильное мнение, ведь ношение креста - это не только какая-то традиция - это в первую очередь духовная реальность. Нося крестик на груди человек имеет духовную защиту от действий темных сил. Православный крест на груди - это мощное духовное оружие, которого боится дьявол. Как только человек снимает с себя крестик, то остаётся без оружия.