Артериальное давление
2) самочувствие
3) желание тренироваться
2. К субъективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:
3) должная жизненная емкость легких
4) частота сердечных сокращений
3. Выберите положения, которые соответствуют содержанию самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями:
Соотнесение показателей самоконтроля с параметрами нагрузки
2) еженедельное обсуждение показателей самоконтроля с личным врачом
3) снятие показателей 3 раза в день: утром натощак, перед тренировкой, перед сном
4) регулярные физические тренировки
4. Для оценки фактической массы тела необходимо:
1) определить показатель «% от индекса Рюфье»
3) измерить кожно-жировую складку на бедрах
4) определить показатель «% от индекса Брокка»
5. Для выявления уровня развития мускулатуры измеряется сила мышц кисти, для этого используются прибор, который называется:
1) силомер
Динамометр
3) тонометр
4) эспандер
6. Для оценки уровня развития мускулатуры вычисляют индекс силы, который рассчитывается по формуле:
1) , где ОЗ – окружность запястья, ОПл – окружность плеча
2) , где КЖС кожно-жировая складка, пл – плеча, т – талии, б – бедра, МТ – масса тела
3) , где СМ – сила мышц кисти, МТ – масса тела
4) , где МТ – масса тела, СМ – сила мышц кисти
7. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 35 ед., индекс силы – 29%, индекс Рорера – 10,2. Его тип телосложения характеризуется как:
1) мускульный
Астеничный
3) липидный (брюшной)
4) нормостеничный (грудной)
8. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 23 ед., индекс силы – 48%, индекс Рорера – 12,2. Ее тип телосложения характеризуется как:
1) мускульный
2) астеничный
3) липидный (брюшной)
Нормостеничный (грудной)
9. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 15 ед., индекс силы – 70%, индекс Рорера – 13,2. Ее тип телосложения характеризуется как:
Мускульный
2) астеничный
3) липидный (брюшной)
4) нормостеничный (грудной)
10. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 5 ед., индекс силы – 81%, индекс Рорера – 13,9. Его тип телосложения характеризуется как:
1) астеничный
2) липидный (брюшной)
Мускульный
4) нормостеничный (грудной)
11. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – -10 ед., индекс силы – 25%, индекс Рорера – 15,9. Его тип телосложения характеризуется как:
1) астеничный
Липидный (брюшной)
3) мускульный
4) нормостеничный (грудной)
12. Для определения соматического статуса индивида необходимо знать как минимум два показателя:
3) длина тели и масса тела
индекс Пинье и индекс силы
13. Такие характеристики, как превышение масса тела, хорошо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
1) астеничный
2) липидный (брюшной)
Мускульный
4) нормостеничный (грудной)
14. Такие характеристики, как превышение масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
1) астеничный
Липидный (брюшной)
3) мускульный
4) нормостеничный (грудной)
15. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, узкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
Астеничный
2) липидный (брюшной)
3) мускульный
4) нормостеничный (грудной)
16. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно хорошо развитая мускулатура, нормальная грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
1) астеничный
2) липидный (брюшной)
Занимаясь атлетической подготовкой, необходимо регулярно вести систематический и детальный учет выполняемых физических нагрузок, чтобы наблюдать за реакцией организма, поддерживать их на наиболее оптимальном уровне без урона здоровью. В журналах или рабочих тетрадях фиксируются: величина отягощений, количество подходов, замечания по технике, пульсовые реакции.
Индекс Эрисмана и Кветеля, формула Пинье и Брока-Бругша, соматоскопия
При осуществлении самостоятельного и врачебного контроля отмечаются как объективные (с помощью приборов), так и субъективные (настроение, самочувствие и т. п.) показатели, которые заносятся в дневник наблюдения.
Формула Брока-Бругша
Для ориентировочной оценки веса (массы) тела широко используют формулу Брока-Бругша, по которой нормальный показатель веса для людей с ростом 155-165 см вычисляется вычитанием 100 из показателя роста. Например, при росте 166-175 см вычитают 105, при 176-185 - 100. Женщинам необходимо иметь немного меньший вес. В тот же момент у лиц, занимающихся с отягощениями, вес, как правило, превышает должные нормы.
Кветелем предложен индекс для комплексной оценки суммарных показателей веса/роста - соотношение веса тела (определенное в граммах) к его росту (в сантиметрах). Для мужчин средняя его величина равна г/см, для женщин – .
У лиц с достаточно хорошо развитой мускулатурой могут быть более высокие показатели.
Объем грудной клетки. Индекс Эрисмана.
Занятия атлетизмом способствуют увеличению окружности грудной клетки. Этот показатель измеряется в 3-ех фазах:
- а) в стадии спокойного дыхания (на паузе),
- б) максимально возможного вдоха,
- в) максимально возможного выдоха.
Измерительная лента на спине должна быть протянута под нижними уголками лопаток, а спереди - у мужчин по нижней кромке сосковых кружков, соответственно у женщин - над грудной железой. Во время измерения при максимальном вдохе не нужно напрягать мускулатуру и поднимать плечи, соответственно при выдохе - сутулиться. О развитии грудной клетки судят по ее экскурсии - разнице между показателями окружности а) вдоха и б) выдоха.
Для оценки гармоничности развития грудной клетки практикуется использование показателя Эрисмана , который рассчитывают, вычитая из показателя длинны окружности груди, полученного в результате измерения её в безмятежном состоянии (в паузе), величину, равную половине роста. Для взрослых мужчин среднее значение индекса Эрисмана равно , а для женщин: [-1,5 – 2].
Формула Пинье
Крепость телосложения может быть рассчитана по формуле Пинье. Она определяется следующим алгоритмом: рост стоя минус веса плюс окружность грудной клетки, замеренной в стадии выдоха:
Ro - Рост (см). Ve - вес (кг). OG - окружность груди при выдохе (см).
Если у взрослых показатель Пинье будет:
- а) меньше 10 - у них крепкое телосложение;
- б) 10-20 - хорошее;
- в) 21-25 - среднее;
- г) 26-35 - хилое;
- д) 36 и выше - крайне слабое.
Соматоскопия
Соматоскопию (наружный осмотр тела ) проводят перед зеркалом, начиная обзор спереди, продолжая сбоку и со спины. Осанка будет считаться хорошей, если голова и корпус тела находятся на одной вертикали, при этом плечи развернуты, чуть опущены и расположены на одном уровне. Грудь (вернее грудная клетка) немного приподнята и выступает вперед, при этом живот слегка втянут, Ваши лопатки выглядят симметричными и особо не выделяются, Ваши ноги в суставах выпрямлены. Выработке правильной осанки способствуют специальные силовые упражнения.
Жироотложение оценивают с помощью калипера или по-другому скользящего циркуля по толщине кожно-жировой складки у мужчин - в зоне живота прямо напротив пупка, отступив 5 см от центральной линии; соответственно у женщин - в районе спины под нижним уголочком лопатки. При толщине кожно-жировой складки:
- а) до 1 см жироотложение считается малым,
- б) 1-2 - средним,
- в) 3 и более - большим.
Для расчета средней величины кожно-жировой складки в соматоскопии проводят измерение восьми складок:
- I) в области спины ниже угла лопатки;
- II) груди на уровне 4-ого ребра по так называемому подмышечному краю (этот показатель у женщин не измеряется);
- III) живота на уровне пупка, отступив 5 сантиметров вправо;
- IV) на передней и тыльной поверхности плеча, приблизительно на его середине;
- V) на внутренней поверхности предплечья;
- VI) на фронтальной поверхности бедра немного ниже паховой складки;
- VII) на тыльной поверхности голени – на участке икроножной мышцы.
Затем полученные данные суммируют и делят на 16. Эта цифра достаточно объективно характеризует динамику жировой массы. Если показатель кожно-жировых складок за какое-то время занятий осталась неизменной, а окружности плеча, бедра, голени увеличились, произошло повышение мышечной массы, а это косвенно свидетельствует о росте силы, так как сила мускулатуры прямо пропорциональна мышечному поперечному сечению.
Определение степени ожирения
Увеличение веса тела за счет подъема жировой составляющей до 10% сверх нормы принято считать состоянием, предшествующим ожирению, и это - уже болезнь. Существует четыре степени ожирения:
- I) масса тела превышает рекомендуемую норму на 10-29%,
- II) 30-40,
- III) 50-90,
- IV) на 100% и больше.
* Эту информацию мы приводим исключительно в информативных целях, и надеемся раз Вы – являетесь читателями нашего сайта, - то определение степени ожирения, Вам точно не к чему. Хотя, всякое бывает… Все с чего-то начинают...
Влияние возраста на физическое развитие
Изменение показательных характеристик физического развития под воздействием регулярных занятий фитнесом и бодибилдингом, да и вообще спортом, позволяет делать выводы о том, насколько рационально дозируются нагрузки с учетом возраста занимающихся. В процессе роста и непрерывного совершенствования организма показатели физического развития достаточно быстро увеличиваются, а в пожилом и старческом возрасте наблюдается их снижение. Если под влиянием упражнений эта тенденция теряет скорость или приостанавливается – это означает, что тренировки воздействуют положительно.
Определение субъективных показателей
Настроение считается хорошим, когда человек чувствует уверенность в себе, спокоен, жизнерадостен, удовлетворительным - находится в недостаточном эмоциональном состоянии, неудовлетворительным - растерян, подавлен, угнетен.
Самочувствие полагают хорошим, если спортсмен испытывает ощущение бодрости, силы, желания тренироваться; удовлетворительным - при небольшой вялости, усталости; плохим - когда наблюдается ярко выраженная слабость, упадок работоспособности, убитое, угнетенное состояние, неприятные болевые ощущения в мышцах, головные боли. В, описанном нами ранее дневнике самоконтроля требуется указывать, при выполнении (или после) каких-либо упражнений появление боли, их степень, длительность и т. п. При возникновении болей в области сердца следует обратиться к врачу. После занятия, как правило, наступает усталость, и если она проходит быстро, нагрузка была небольшой, через 2-3 часа - средней. Если же утомление сохраняется сутки и более - нагрузки были большими. Поэтому приступать к следующему занятию можно лишь полностью отдохнув, иначе может наступить переутомление и пропадет желание тренироваться.
Желание заниматься в дневнике характеризуют следующими краткими определениями:
а) "большое", б) "безразличное", в) "нет желания".
Заключение
Объективная оценка влияния физической нагрузки на организм может быть дана лишь при учете суммарных показателей, характеризующих общее состояние основных функциональных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной.
СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.
Оценка физического развития детей
Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.
При оценке физического развития детей учитываются:
Длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность
головы;
- функциональные показатели: жизненная емкость
легких, коэффициент выносливости, мышечная сила
кистей рук и др.;
- степень развития подкожно-жирового слоя,
тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный
тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.
На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.
Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.
Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.
Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.
Оценка физического развития может производиться различными методами:
- методом сигмальных отклонений , когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;
- регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;
- центильным методом , сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;
- методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям - длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.
Практикуется и метод определения биологического возраста детей.
Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.
Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.
При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.
Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела - 98,5 см, масса - 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».
Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).
Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.
Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.
Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:
Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.
Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.
Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.
Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).
ИП = Рост(см) - [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]
Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста
Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.
Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.
О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.
При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:
1. Учащение пульса после 20 приседаний в
течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.
По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.
Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.
Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:
1) подъем на ступеньку с частотой
восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30
раз в минуту.
Длительность каждой нагрузки - 2 минуты, отдых между ними - 3 минуты.
Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:
W = P х n х h,
Где Р - масса ребенка, n - число подъемов на ступеньку в минуту, h - высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.
Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.
Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:
КВ = П х 10/ПД,
Где П - пульс, ПД - пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).
По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.
Таблица 2
Показатели коэффициента выносливости у детей
Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.
Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.
Таблица 3
Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)
Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:
ЖИ = ЖЕЛ/Р,
Где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - масса тела, в кг.
На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.
Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.
Оценка физических качеств детей
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.
Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.
Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.
Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).
Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.
Обозначения: Р – рост; m – масса тела; ОКГ – окружность грудной клетки
Интерпретация результатов:
Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.
Если данный индекс равен от 0 до 10, то телосложение крепкое,
от 10 до 20 – хорошее,
от 21 до 25 – среднее,
от 26 до 35 – слабое и
более 36 – очень слабое.
М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.
Практическая работа № 4
Определение осанки
Ход выполнения работы:
Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.
Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.
Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.
Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.
Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.
Третья методика : определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.
В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.
Четвертая методика : выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.
Практическая работа № 5
Определение наличия или отсутствия плоскостопия
Первая методика: Педометрический метод Фридландера.
Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.
Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.
Рассчитайте педометрический индекс по формуле:
Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.
Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.
Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.
В неделю, включая жирные сорта (скумбрия, форель, лосось). Содержащиеся в рыбе омега 3 кислоты помогают в профилактике атеросклероза.